Именной полис ОСАГО. Хорошо, но проблематично

 
 

Полис ОСАГОДепутаты из фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Максим Шингаркин внесли в нижнюю палату парламента законопроект, в соответствии с которым полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) предлагается выдавать на граждан, имеющих водительские права, а не в привязке к конкретному автомобилю.

Авторы законопроекта пояснили свое намерение тем, что водитель, обладая только одним личным страховым полисом, получит возможность управлять любым автомобилем, который находится в его личной собственности. Кроме того, он будет вправе управлять также и не своим автомобилем, при этом необходимости вписывать его в страховой полис владельца не будет нужды. Для этого будет достаточно доверенности или присутствия владельца автомобиля. Что касается размера страховой премии, ее, по мнению авторов законопроекта, следует рассчитывать с учетом возраста страхователя, стажа вождения и показателей аварийности.

Депутаты из фракции ЛДПР полагают, что принятие внесенного ими законопроекта позволит значительно упростить процедуру получения полиса ОСАГО и сделать страховую премию дешевле. Кроме того, законопроект поможет легализовать большое количество дополнительных услуг, уже сейчас предоставляемых гражданам России, и снимет многие проблемы, связанные с иногда возникающей необходимостью передать управление третьему лицу.

В настоящее время полис ОСАГО регистрируется на конкретный автомобиль, при этом в него вписывается ограниченное количество водителей. Стоимость полиса в этом случае будет зависеть от возраста и стажа самого молодого и наименее опытного водителя. Собственник транспортного средства может приобрести полис с неограниченным кругом водителей, однако стоимость такого полиса будет значительно больше.

Эксперты восприняли инициативу депутатов Госдумы положительно. Они считают, что привязка полиса ОСАГО не к автомобилю, а к водителю, отражает интересы автовладельцев, однако претворить подобную инициативу в жизнь будет очень сложно. По крайней мере, на данном этапе.

Так, по словам Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергея Канаева, его организация уже много раз обращалась с подобными инициативами и… все безрезультатно. В нынещнем положении дел ФАР видит интерес страховщиков, которым выгодно «обдирать» автовладельцев, когда им приходится страховать каждый автомобиль, находящийся в их собственности.

С ФАР полностью согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, оформлять полис ОСАГО на каждый отдельный автомобиль было бы абсолютно логично, только если бы человек мог управлять одновременно десятью машинами. В то же время Травин скептически оценил перспективы принятия законопроекта, обращая внимание на сильное лобби, которое обязательно будет противиться претворению этой идеи в жизнь.

По словам Травина, финансовое состояние компаний, работающих на рынке автострахования, оставляет желать лучшего, поэтому страховщики, которые перестанут получать прибыли от данного вида бизнеса, начнут в массовом порядке выходить из ОСАГО. В противном случае они начнут требовать принятия новых поправок, позволяющих получать с автовладельца дополнительные деньги. Например, лоббировать изменение цены полиса ОСАГО. В сторону увеличения, разумеется.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что до реализации законопроекта России так же далеко, «как до Парижа». Инициативу, предложенную депутатами Госдумы, он называет утопической. Теоретически, по мнению Шкуматова, к этому стремиться следует, однако сделать это вот так сразу, с наскоку, не получится. По словам Шкуматова, в решении вопроса об ОСАО необходимы системные изменения — поправки к правилам работы ГИБДД, страховых компаний и т.д.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков согласен, что вопрос сложный и решить его принятием одного лишь закона не получится. Он, со своей стороны, предложил вынести инициативу о введении именного полиса ОСАГО на широкое общественное обсуждение, чтобы учесть точки зрения всех заинтересованных сторон.

А вот страховщики считают, что осуществить переход на новый порядок выдачи ОСАГО, по которому полис будет привязан к водителю, а не к автомобилю, можно будет только через 2-5 лет. Они согласны с тем, что это потребует внесения изменений в законодательство, в том числе и в Гражданский кодекс, а также значительной корректировки технологической базы страховых компаний.

Так, директор по страхованию автогражданской ответственности центра управления обязательными видами автострахования компании «Альянс» Андрей Антохонов полагает, что данная инициатива интересна и, скорее всего, она сможет обеспечить более справедливое распределение финансовой нагрузки на автолюбителей. С ним соглашается и директор департамента автострахования компании «ЭРГО Русь» Алексей Якушин, который также назвал инициативу достаточно интересной. При этом оба отметили, что она требует детальной проработки.

Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров считает, что совсем «отвязать» водителя от машины нельзя, так как сам по себе человек с водительским удостоверением все-таки менее опасен, чем собственно автомобиль, который сам по себе является источником повышенной опасности. По его мнению, повышенная опасность ТС предусматривает определенные особенности владения им и изменить их можно только с помощью нового законодательства. При этом начинать надо с Гражданского кодекса РФ.

При этом Макаров не видит каких-то особых сложностей в изменении законодательства. По его мнению, законодательство поменять вполне реально, нужно только правильно спланировать действия государственных органов — нужен единый реестр транспортных средств, со всей историей ДТП, а еще единый реестр водителей со всеми историческими данными (ТС, ДТП, КоАП, страхование).

Оказать помощь в этом вопросе позволит автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО, которая должна заработать с 2013 года. Предполагается, что АИС ОСАГО будет объединять данные по всем страховым компаниям, что позволит по прошествии времени построить указанную выше полноценную модель.

Обсуждая инициативу законодателей, страховщики, между тем, разошлись в оценке, через сколько лет такая система сможет заработать. Некоторые из них полагают, что при определенных усилиях всех заинтересованных сторон ввести новую систему можно будет в максимально короткие сроки. Другие полагают, что такая возможность появится не ранее 2014 года. Третьи отдают на реализацию инициативы с введением именного полиса ОСАГО от трех до пяти лет. И то лишь в том случае, если приложить максимум усилий.

Полис ОСАГО


Метки текущей записи:

, ,
Статья прочитана 347 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Именной полис ОСАГО. Хорошо, но проблематично"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами