Отберем завод у Mercedes. Хорошо это или плохо?

завод Mercedes-Benz

Встречаюсь порой с комментариями по поводу того, как здорово мы заживем, когда будут национализированы предприятия иностранных компаний. Национализировать автозавод можно. Другой вопрос: а что с ним делать дальше?

Напомним, правительство предложило компаниям, пожелавшим приостановить свою деятельность в России, три сценария дальнейших действий. Первый: они продолжают работать. Да, как раньше работать, скорее всего не получится. Санкции, обвалившийся рубль и разрыв логистических цепочек, о которых в один голос говорят западные автопроизводители, не способствуют нормальной работе. Но если компания намерена продолжать работу в РФ, ей наверняка будут предоставлены какие-то преференции.

Второй вариант: производитель передает дела российской «дочке» или продает свою долю в капитале СП российской стороне. При желании он может вернуться на рынок на тех же условиях, что и до ухода.

Наконец, третий вариант: уйти совсем, хлопнув дверью и уволив персонал. В этом случае активы компании в стране национализируются — ее действия рассматриваются как умышленное банкротство.

Могу ошибаться в юридических и экономических терминах, но именно за третий вариант — национализировать автозавод — сегодня голосует патриотическая общественность. Та, что разбирается в экономике и праве еще меньше меня.

Кто сейчас больше всех ратует за антироссийские санкции? Немцы? Предположим, что «Мерседес» решил навсегда отказаться от работы в России. У компании есть завод в индустриальном парке «Есипово» в Московской области. На предприятии, которое весной 2019 года открывал сам Путин, выпускают седан Mercedes-Benz E-class и, кажется, еще парочку немецких внедорожников.

Немецкие партнеры заключили с нашим правительством специальный инвестконтракт, «вбухав» в строительство и оборудование предприятия 250 млн евро.

Разумеется, иностранный бизнес терять вложенные в предприятие деньги не хочет. Сейчас он просто пытается разобраться в случившемся и выиграть время, ссылаясь на неопределенности с курсом рубля и нарушение логистических цепочек.

Что будет, если Россия все-таки решится на национализацию завода Mercedes-Benz в Московской области?

Понятно, что выпускать на нем седаны и кроссоверы Mercedes-Benz не получится. Даже при наличии станочного фонда и технической документации. Где-то читал, что локализация производства российского Е-класса не превышает 35%. При этом часть поставщиков, расположенных в РФ, принадлежат иностранцам. Наконец, изо всех пытающаяся жить по международным правилам Россия (при том, что остальной мир на эти правила уже «забил» — прим. Carfactum.ru) вряд ли решится делать «русский Мерседес» на запчастях от «Жигулей». Даже если переименует его в «Медведь категории Е».

Можно станки продать (тем же немцам), а корпуса перепрофилировать под выпуск автомобилей Lada. Или, к примеру, Chery. Китайцы давно ведут переговоры с нашими чиновниками о локальном производстве автомобилей в России.

Действительно, а что если национализировать автозавод и передать его китайцам со всем содержимым? Они то уж точно придумают, как превратить «Мерседес» в «Шао Ляо Сю».

Китайцы — не дураки. И значит, вряд ли они пойдут на это. Ну хотя бы потому, что с точки зрения мирового сообщества такие действия будут восприниматься как захват чужого имущества. Легальность использования национализированных производств для китайских партнеров будет оставаться под сомнением. Кроме того, вряд ли получится использовать текущее оборудование и оснастку для производства китайских автомобилей. То есть, вкладываться все равно придется по полной.

Последнее, что приходит на ум, — сдать оборудование на металлолом, а цеха отдать под очередной «Черкизон». Но нам ведь этого не надо, правда?

Оцените статью
Добавить комментарий