ГАЗ-14 – второе поколение автомобиля представительского класса, получившего название «Чайка». Эта модель выпускалась на Горьковском автозаводе с 1977 по 1989 годы. Сборка осуществлялась вручную в специальном цехе завода. За всё время производства предприятие выпустило две тысячи автомобилей ГАЗ-14.
Проект данной модели разрабатывался почти десять лет. Первый макет был создан в 1968 году, а производство автомобиля началось в 1977 году. Конструкторы «Чайки» не хотели копировать какой-либо определённый зарубежный автомобиль, а решили создать собирательный образ целого сегмента таких роскошных «американцев» как Кадиллак, Линкольн, Олдсмобиль и Шевроле. Результат был потрясающий – автомобиль полностью соответствовал актуальному дизайнерскому тренду.
По сравнению с ГАЗ-13, который был предшественником новой «Чайки», автомобиль имел много существенных преимуществ: в дизайне, технических характеристиках и в уровне комфорта. Основными нововведениями, появившимися в ГАЗ-14, являлись электростеклоподъёмники, система вентиляции, «умный» кондиционер, центральный замок, современная аудиосистема с пультом ДУ, вмонтированным в подлокотник заднего сиденья.
В 1982 году Горьковский автозавод выпустил на базе ГАЗ-14 парадный фаэтон – модификацию «Чайки» с открытым кузовом. Эту модель автолюбители считают настоящим раритетом. Таких автомобилей создано всего 15 штук, и предназначались они только для парадов, на которых главнокомандующие стоя приветствовали армию и зрителей. Парадные «Чайки» имели в своём оснащении специальное оборудование: 2 флагштока, стойку для микрофона и металлическую ручку, за которую должны держаться генералы во время езды. В отличие от автомобилей базовой версии «Чайки» кузов фаэтонов окрашивался в цвет военных мундиров. ГАЗ-14-05 не имел полноценного механизма складывания крыши, вместо него был простой тент, который крепился вручную на стойку переднего сидения. Во время проведения парадов тент не использовался, поэтому его натягивали при хранении машины.
В настоящее время автолюбители могут найти открытую «Чайку» в разных частях мира. Например, первый образец хранится в Нижнем Новгороде, в заводском музее. Ещё один ГАЗ-14-05 до сих пор хранится на Кубе, так как был подарен руководством нашей страны Фиделю Кастро. До недавнего времени два таких автомобиля находились в Тбилиси, и были переданы в Москву лишь 1995 году, когда проходил парад, приуроченный к 50-й годовщине Победы. Эти «Чайки» удостоились высокой чести для парадного авто и проехали по Красной площади. Два автомобиля ГАЗ-14-05 до сих пор находятся в автопарке правительства в Киеве.
По сравнению с обычным автомобилем ГАЗ-14 кабриолет «Чайка» практически недоступен автолюбителям. Этих автомобилей в продаже не найти, а воочию их увидеть можно только в частных коллекциях раритетных автомобилей.
Фото: Carakoom