АВТОВАЗ, «Соллерс» и «Москвич» попали под санкции США. Это страшно или нет?

Соллерс Атлант, завод Соллерс в Елабуге

Управление минфина США по контролю за иностранными активами (OFAC) внесло в санкционный список (SDN List) трех крупнейших в России производителей автомобилей: АВТОВАЗ, «Соллерс» и «Москвич» (бывший «Renault Россия»). Насколько это серьезно?

На самом деле, сейчас никто не может однозначно заявлять, насколько критично, болезненно или легко отразиться внесение российских автозаводов в SDN List. Как сообщили «Ведомости», на АВТОВАЗе решили эту тему не комментировать. «Москвич» тоже промолчал. Что касается «Соллерса», там решили соответствовать общероссийской политической повестке. В компании заявили, что не ожидают никаких последствий от новых санкций.

Что дает им повод так говорить? Во-первых, это переориентация бизнеса на «санкционно устойчивые каналы поставок компонентов, механизмы финансовых расчетов и стратегически ориентирован на технологическую независимость от внешних партнеров».

После того, как Mazda, Ford и Isuzu отказались сотрудничать с «Соллерсом», последний переключился на китайских партнеров. Компания сделала ставку на JAC.

Так, на бывшем заводе Ford в Елабуге сегодня собирают коммерческие автомобили Atlant (JAC Sunray) и Argo (JAC N25/35). Производитель сообщает, что выпуск обеих моделей сегодня осуществляется по полному циклу. Кроме того, «Соллерс» недавно начал выпуск пикапа Sollers ST6 (JAC T6) на бывшем заводе Mazda во Владивостоке.

JAC также активно сотрудничает и со столичным «Москвичом». Так активно, что китайский кроссовер JAC JS4 почему-то называют «Москвичом 3», а JAC iEVS4 — «Москвичом 3е». Третья модель российского бренда — лифт «Москвич 6» — один в один китайский JAC Sehol A5 Plus.

АВТОВАЗ «связываться» с «ДЖАКом» пока не спешит. Может, зря, потому что выбор волжского автогиганта в пользу FAW пока буксует. На бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге еще весной начали производить модель Lada X-Cross 5 (в оригинале — FAW Bestune T77), но до сих пор на рынок этот кроссовер не вышел.

По некоторым данным, АВТОВАЗ ведет переговоры с китайской корпорацией Dongfeng на предмет локализации выпуска машин этой марки на заводе «Лада Ижевск».

То, что российские автозаводы сменили «западных» (условно) партнеров на китайских, — это хорошо. Однако никто сегодня не даст 100-процентной гарантии, что «китайцы», столкнувшись с так называемыми «вторичными» санкциями (уже по отношении к себе за сотрудничество с Россией), не «дадут заднюю».

То, что с начала СВО все основные автопроизводители взяли курс на замещение импортных деталей российскими, — это еще лучше. Однако следует понимать: импортозаместить все и вся не получится. Может, лет через десять… В ближайшее время — нет! И само по себе импортозамещение — процесс, разнесенный во времени.

Вряд ли у АВТОВАЗа, «Соллерса» и «Москвича» могут быть активы в США (или попадающие под юрисдикцию США), однако такие активы могут быть у партнеров российских компаний. И это создает для них определенные риски. Возможно, последуют некие изменения в логистике поставок и взаиморасчетах, чтобы эти риски снизить. А возможно… Нет, допускать самое плохое мы не будем. Хотя, видимо, придется. Мы уже знаем: изменения в логистике приводят к росту цен.

Кроме того, попадание в санкционный список практически исключает возобновление сотрудничества с автопроизводителями из недружественных стран.

Оцените статью
Добавить комментарий