Август 24-го. Что происходит на бывшем заводе Volkswagen в Калуге?

Завод Volkswagen в Калуге
Фото: Wikimedia Commons

Производство автомобилей на заводе «Фольксваген Груп Рус» в Калуге было прекращено в первых числах марта 2022 года по причине… сложной геополитической ситуации. С начала СВО не прошло и двух недель, а в СМИ уже стали появляться предположения, что немцы с российского рынка уйдут — в смысле, совсем.

Прошла весна, закончилось лето 2022-го, а немецкие партнеры все еще раздумывали над тем, что им делать с российским бизнесом. «Единая России» в лице ее генсека Турчака предложила… национализировать завод (а вместе с ним и заводы других иностранных компаний, приостановивших свою деятельность в РФ), но в высоких эшелонах власти не осмелились пойти на столь радикальный шаг.

Первые известия о том, что Volkswagen Group готовится к продаже своего российского завода, появились в конце июля 2022 года. В качестве покупателей рассматривались… казахи и австрийцы. В начале 2023 года к списку присоединилась российская инвестиционная компания АФК «Система».

Слово «Авилон» в «жизнеописании» уже бывшего автомобильного завода Volkswagen в Калуге появилось в первых числах марта 2023 года. И уже тогда эксперты предположили, что возобновление выпуска на предприятии автомобилей VW невозможно, а если и допустима, то лишь только кооперация с партнером из Китая.

В конце марта произошла неприятная история с арестом активов Volkswagen в России по иску «Группы ГАЗ». Причем тут ГАЗ? При «самом прямом»: до 2022 года в Нижнем Новгороде осуществлялась контрактная сборка автомобилей VW Group. Немцы ушли, а обязательства свои перед партнером не выполнили. Российская компания понесла убытки и многие заговорили о том, что ГАЗ хочет таким образом забрать завод в Калуге себе. Зачем? Чтобы выпускать на нем «Волги» и «Победы» (в сотрудничестве с одним из европейских партнеров). Писали, что заинтересованность в этом проекте проявлял даже президент России.

В Volkswagen заявили, что ничего ГАЗу не должны и в начале апреля нижегородский арбитражный суд арест с калужского завода (недвижимость и оборудование) снял. И тут же появились сообщения, что купить предприятие могут китайцы в лице Chery — в одиночку или в паре с тем же «Авилоном».

В середине апреля ГАЗ снова подал в суд на Volkswagen, но теперь уже на большую сумму. На этот раз ареста активов VW в России не последовало. Губернатора Калужской области Шапшу заметили в компании чиновников из Минпромторга на автосалоне в Шанхае, а СМИ примерно в те же дни неожиданно заявили, что до конца года на предприятии в Калуге начнут выпускать автомобили Exeed. Давать официальных заявлений на этот счет кто-либо, тем не менее, не торопился.

21 апреля 2023 года в СМИ появилось сообщение о том, что правительство России «дало добро» на продажу бывшего завода Volkswagen в Калуге российскому дилерскому холдингу «Авилон». Спустя несколько дней глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что основные параметры по продаже завода Volkswagen дилеру Авилон завершены. Что касается индустриального партнера компании, к этому моменту он еще не был утвержден.

Сколько заплатили? 125 миллионов евро. С одной стороны, много — могли бы и национализировать, как того требовала изначально «Единая Россия». С другой стороны, практически «бесплатно» с учетом того, что вложения немцев в свои активы в России насчитывали порядка двух миллиардов в европейской валюте.

Компания «Авилон» в лице ООО «Арт-Финанс» получила разрешение на приобретение 100% долей российского представительства Volkswagen в России (ООО «Фольксваген Груп Рус»), а также подконтрольных ему ООО «Фольксваген Компоненты и Сервисы», ООО «Скания Лизинг», ООО «Скания Финанс» и ООО «Скания Страхование» — без опциона на обратный выкуп.

Далее было много предсказаний, предположений, домыслов. Одни журналисты хотели видеть на конвейере завода седан Omoda S5, другие уверяли общественность, что на предприятии будут собирать мебель. Чиновники были не столь категоричны, но допускали, что на бывшем заводе «Фольксваген» в Калуге автомобили все-таки начнут выпускать до конца 2023 года.

А пока ООО «Фольксваген Груп Рус» получило другое название — AGR Automotive Group (AGR; АГР).

В начале октября «АГР» подписал контракт на сборку в Калуге 120 кроссоверов Chery Tiggo 7 Pro Max. Автомобили будут производиться крупноузловым методом из китайских машинокомплектов. А дальше? А дальше — снова режим простоя, который «перешагнул» в 2024 год.

Зима прошла, а завод так и не был запущен. Пошли слухи, что правительство намерено «отобрать» предприятие у текущего собственника, если он не запустит полноценное производство автомобилей до конца года. СМИ заявляли, что представители «Авилона» в буквальном смысле обивает пороги китайских автопроизводителей в поиске окончательного индустриального партнера. Говорили о GAC…

А что Chery? Китайские партнеры до конца февраля собрали законтрактованные 120 автомобилей Tiggo 7 Pro Max и заявили, что… не отказываются от сотрудничества. Режим простоя, между тем, был продлен до апреля.

В начале июне на ПМЭФ губернатор Шапша заявил о решимости всех заинтересованных сторон запустить завод в Калуге до конца года. GAC или все-таки Chery?

В начале июля 2024 года на «Иннопроме» в Екатеринбурге новый глава Минпромторга РФ Антон Алиханов сообщил радостную новость: на заводе «АГР» в Калуге стартовало серийное производство автомобилей. Каких именно? По всей видимости, министр поторопился. Перед ним отчитались, он сообщил. Остальное — большой секрет.

По всей видимости, на бывшем заводе Volkswagen в тестовом режиме действительно начали собирать автомобили — с тем кадровым составом, который удалось насобирать после многих месяцев простоя.

Официальный старт производства состоялся 1 августа. Но впервые в истории российского автопрома произошло это без торжественных презентаций и громких речей. СМИ этот факт вообще никак не отметили.

Так что же сегодня собирают на заводе «АГР» в Калуге? Chery? Omoda? А может, его до сих пор так и не перезапустили? Не буду гадать.

Говорят, что китайская Chery планирует подписать с Минпромторгом СПИК с обязательством локализации в Калуге сразу трех моделей. А затем еще две — но по «отверточной» технологии.
В середине августа заместитель губернатора Калужской области Владимир Попов на еженедельном заседании регионального правительства заявил, что автосборочный завод ООО «АГР» (AGR Automotive Group) планирует до конца текущего года собрать 27 тысяч легковых автомобилей.

На данный момент это пока вся информация о бывшем заводе «Фольксваген Груп» в Калуге. Будет что-то еще — добавлю. Далеко не уходите!

Оцените статью
Добавить комментарий