В среде российских автомобилистов ходят слухи о том, что 1 апреля этого года на отечественном рынке произойдут изменения, которые серьезно ограничат возможность ввозить в Россию автомобили из стран ЕАЭС. И вообще, с указанной даты параллельный импорт «прикажет долго жить». Так или нет?
Почему именно 1 апреля? Потому что в этот день вступит в силу Постановление Правительства РФ N152 от 13 февраля 2024 года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
В принятом несколько дней назад документе устанавливаются единые правила, касающиеся расчета платежей за колесные транспортные средства, ввезенные в Россию из стран ЕАЭС — Киргизии, Казахстана, Армении и Белоруссии.
А что не так?
До настоящего времени граждане и юридические лица, которые ввозят автомобили в Россию из стран ЕАЭС (как правило, это не «китайцы» — автомобили из недружественных стран), растамаживают их… в этих странах. Прикол состоит в том, что растаможка в Киргизии обходится гораздо дешевле, чем в России. То есть, те компании, которые растамаживают автомобили по российским правилам, платят гораздо больше, чем те, кто это делает в соседней стране. Собственно в связи с этим правительство и решило уточнить порядок расчета размеров таможенных платежей.
Значит ли это, что текущие правила перестанут действовать? Нет (будут в отношении электромобилей, которые можно будет растоможить только в России). Но, за автомобиль, растоможенный в Киргизии, и ввезенный для эксплуатации в России придется доплачивать таможенную пошлину, НДС и акциз через… утилизационный сбор.
А если я не буду платить? Ваш автомобиль не будет зарегистрирован в российской ГИБДД.
Кто выиграет?
Само собой, государство. И не надо, думаю, объяснять, каким образом. Кроме того, в выигрыше окажутся китайские производители, которые официально поставляют автомобили в Россию. Частные поставки «китайцев» в страну станут просто невыгодными. Сейчас такие поставки помогают экономить миллионы. После 1 апреля выгода растворится… Кто будет покупать тот же Chery из Китая, не адаптированный под российские условия эксплуатации, если за те же деньги он сможет купить такой же, но в России — подготовленный соответствующим образом и с гарантией?
Подорожают ли автомобили в России?
Те, что ввозят в страну по параллельному импорту — вне всяких сомнений. Причем, так, что сам по себе параллельный импорт потеряет смысл (частично или полностью — посмотрим).
Что касается цен на автомобили от официальных импортеров, правительство обещает пристально следить и строго наказывать зарвавшихся продавцов.
Верится с трудом. Если нет конкуренции, желание поднять цены сдержать трудно.
Еще один вопрос, который сегодня беспокоит автомобилистов: если автомобиль уже ввезен в Россию по сниженным таможенным ставкам, будет ли государство требовать от владельца доплатить (в соответствии с новыми правилами)?
Ответа на этот вопрос пока нет. Поживем — увидим, подождем — посмотрим!