«Ниссан» ушел из России. Что дальше?

Логотип Nissan (Nissan logo)

Компания Nissan Motor продает свои активы в России за символическую цену с правом их выкупа в течение шести лет. Такую информацию распространил сегодня Минпромторг России.

Что это означает? То, что «Ниссан» пошел по стопам своих партнеров из «Рено», благодаря чему завод ООО «Ниссан Мануфэкчуринг Рус» и представительство компании (центр продаж и маркетинга) в Москве перешли в госсобственность (в лице ФГУП «НАМИ»).

Это хорошо!

Настоящий формат сделки между компанией Nissan и Минпромторгом предполагает сохранение работоспособности предприятия в Санкт-Петербурге. Это означает, что на данном этапе сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места (а это, напомним, около двух тысяч сотрудников).

По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия.

Что касается ремонта и обслуживания автомобилей Nissan в России, этот вопрос переходит в ведение АВТОВАЗа. Как заявил сегодня президент АВТОВАЗа Максим Соколов, компания «возьмет на себя задачи по гарантийному и послепродажному обслуживанию автомобилей Nissan на российском рынке, а также по поставкам запасных частей в дилерскую сеть японской марки». Дилеры Nissan смогут перезаключить соглашение с АВТОВАЗом и продолжать свою деятельность по обслуживанию автомобилей японской марки.

Российской стороне не пришлось тратить деньги на покупку дорогостоящих активов, в то же время японцы получили опцион, который позволяет им вернуться в Россию в течение последующих шести лет.

Это плохо!

Переход производственных мощностей Nissan в Санкт-Петербурге в госсобственность, а также сохранение рабочего коллектива отнюдь не означает, что уже завтра предприятие вновь начнет выпускать автомобили Nissan Qashqai и Nissan X-Trail. О производстве «Ниссанов» в России можно забыть — по крайней мере, до возвращения японцев в Россию.

История с заводом «Рено Россия», который в короткие сроки превратился в завод «Москвич», в случае с ООО «Ниссан Мануфэкчуринг Рус» повториться не сможет. Ну хотя бы потому, что «Москвич» под свое крыло взяла Москва. У Северной столицы нет таких финансовых возможностей, чтобы в короткие сроки перепрофилировать предприятие на выпуск абсолютно другой линейки автомобилей. Чтобы это произошло, понадобится несколько лет — и то при наличии серьезного инвестора.

Можно, конечно, попробовать запустить в Санкт-Петербурге выпуск новой модели Lada. Однако, в нынешних реалиях, на это уйдет года 2-3. А с учетом текущих проблем на АВТОВАЗе (с комплектующими, логистикой и т. д.) — и того больше.

Самые вероятные сценарии — заморозка предприятия или поиск нового покупателя. При том уровне санкций, которые наложили на Россию «уважаемые западные партнеры», найти его можно будет только в Китае. И то не факт.

Смею предположить, что завод Nissan в Петербурге так и останется стоять. Как долго? До конца этого года — точно, до конца следующего — наверняка.

Оцените статью
Добавить комментарий