В эти дни мне удалось пообщаться с владельцами и работниками ряда крупных частных компаний, занимающихся ремонтом и обслуживанием автомобилей (их географическая принадлежность, думаю, не важна; сейчас подобное происходит на всей территории РФ). И все они отмечают небывалый наплыв клиентов в конце февраля и начале марта. Что происходит?
На самом деле, ничего удивительного в этом нет. Спецоперация ВС РФ на Украине стала причиной жесточайших санкций, которые ввели Евросоюз, Великобритания, США и ряд других стран в отношении России.
Мировые автопроизводители дружно отказали нам в поставке автомобилей. Производители автокомплектующих последовали их примеру. Когда закончится военная операция российских войск на Украине, сказать трудно. Но еще труднее предугадать поведение условного Запада, направленное на смягчение или, наоборот, продление запрета на поставку автокомпонентов в Россию.
Отечественные автомобилисты поняли: ничего хорошего в обозримом будущем ждать не стоит. Понимая, что отремонтировать автомобиль через месяц (а может, и через неделю) будет гораздо сложнее, они решили сделать это прямо сейчас. Даже если ремонт сегодня будет стоить в полтора, а то и в два раза дороже, чем вчера. При этом каждый день промедления может обернуться новыми трудностями — с запчастями, расходными материалами, автохимией, а также возросшими расходами.
Автовладельцев понять можно. Они хотят встретить «новую реальность» на исправном автомобиле. А готовы ли к новым условиям бизнеса владельцы СТО?
Те, кто чинит и обслуживает «китайцев», в текущих условиях чувствуют себя немногим лучше, чем те, кто работает с американскими, немецкими, французскими… да даже с российскими автомобилями. Сотрудники автосервисов сталкиваются с трудностями, связанными, в первую очередь, с отказом иностранных компаний продавать свою продукцию в Россию. И если свечи Bosch или лампы Philips еще можно заменить на что-то другое, то по ряду позиций, используемых при ремонте двигателей или трансмиссий (в особенности, автоматических), сделать это уже сейчас сложно.
Возьмем к примеру американскую компанию SONNAX, которая поставляет ремкомплекты и запчасти для ремонта автоматических коробок передач. Отказ от их поставок в Россию станет серьезной проблемой для отечественных сервисменов.
Владельцы СТО надеются на замену американских и европейских запчастей на китайские. Однако произойдет это не завтра и цены на китайский «неоригинал» могут в конечном итоге оказаться больше, чем на оригинальные запчасти.
То же самое с автохимией. Станции техобслуживания уже сейчас сталкиваются с проблемами, связанными с поставками автомасел и рабочих жидкостей для автомобилей иностранного производства. Говорят, что новые поставки заморожены. А последние бочки с маслом, оставшиеся у российских трейдеров, разом подорожали на 20-30-50 процентов. Все дружно переходим на ЛУКОЙЛ?
А потом? С ним же и остаемся… На самом деле, санкции — вещь обоюдоострая. Кто-то говорит, что они (отказ от деятельности в России) — навсегда. Я в этом не уверен.