
1 октября 2024 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации N1255 от 13.09.2024 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждающее долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года.
Новые ставки утильсбора используются в отношении легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники. Речь идет о транспортных средствах (ТС), производимых в стране, и ввозимых в Россию юридическими лицами или физическими лицами для последующей перепродажи. Изменения не касаются льготных коэффициентов для физических лиц, которые ввозят в Россию автомобили с объемом двигателя до 3 литров самостоятельно для личного использования.
Индексация ставок утильсбора будет производиться 1 января каждого последующего года (начиная с 2025 года). В отношении ТС, ввезенных в Россию до 1 октября 2024 года, действуют старые коэффициенты при условии подачи документов в таможенные органы не позднее 15 октября 2024 года.
Сумма утилизационного сбора рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента для конкретной категории ТС.
1 октября 2024 года ставка утилизационного сбора увеличилась на 70-85% в зависимости от вида ТС. С 1 января 2025 года она будет индексироваться ежегодно на 10-20%.
Коэффициенты и сумма утилизационного сбора для автомобилей не старше 3 лет:
- для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) объемом свыше 1 литра, но не более 2 литров она увеличилась с 300 600 (коэффициент — 15,03) до 556 200 рублей (27,81);
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 2 литра, но не более 3 литров она увеличилась с 844 800 (42,24) до 1 562 800 рублей (78,14);
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 3 литров, но не более 3,5 литра она увеличилась с 970 000 (48,5) до 1 794 600 рублей (89,73);
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 3,5 литра она увеличилась с 1 235 200 (61,76) до 2 285 200 рублей (114,26);
- для грузовых автомобилей массой 12-20 тонн она увеличилась с 844 500 (5,63) до 1 435 500 рублей (9,57);
- для полуприцепов она увеличилась с 600 000 (4,0) до 1 110 000 рублей (7,4).
Ставка утилизационного сбора для дорожно-строительной техники будет повышаться ежегодно с 1 января 2025 года на 15%. В отношении отдельных видов спецтехники, производство которой в настоящее время еще только осваивается на территории России, предусмотрена отложенная индексация, которая будет выполнена не ранее 2026 и 2028 годов (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
1 октября 2024 года проиндексированы также ставки утилизационного сбора и для автомобилей старше 3 лет.
- Для автомобилей с ДВС объемом менее 1 литра она увеличилась с 207 200 до 383 400 рублей;
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 1 литра, но не более 2 литров — с 528 800 до 978 200 рублей;
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 2 литров, но не более 3 литров — с 1 279 000 до 2 366 200 рублей;
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 3 литров, но не более 3,5 литра — с 1 485 000 до 2 747 200 рублей;
- для автомобилей с ДВС объемом свыше 3,5 литра — с 1 623 800 до 3 004 000 рублей.
Утилизационный сбор для автомобиля уплачивается только один раз, о чем ставится соответствующая отметка в ПТС. Если такой отметки нет, плательщик самостоятельно рассчитывает сумму сбора и соответственно выплачивает его. Без штампа об уплате утилизационного сбора владелец автомобиля не сможет поставить его на учет.
Есть категории транспортных средств, которые освобождаются от утилизационного сбора. К ним, например, относятся ТС возрастом старше 30 лет или те, что ввозятся в Россию временно.