
В конце марта 2023 года стало известно, что автозавод Toyota в Санкт-Петербурге стал собственностью российского государства. А государство в лице ФГУП «НАМИ» и его дочернего предприятия ООО «Шушары-Авто», в свою очередь, передало его активы в управление АО «Обуховский завод», входящему в структуру концерна «Алмаз-Антей» (с 2002 года).
Еще в марте глава Минпромторга Денис Мантуров утверждал, что на заводе «Тойота» будут и впредь выпускать автомобили. Не обманул. Обуховский завод в качестве управляющей компании будет заниматься всей оперативной деятельностью по управлению предприятием для организации производства автомобилей. Известно, что «Алмаз-Антей» планирует вложить 37 млрд рублей в возобновление сборки авто в Санкт-Петербурге.
В декабре 2021 года стало известно о намерении оборонного концерна «Алмаз-Антей» разработать и запустить в серию гражданский электромобиль E-Neva. Речь идет о компактном кроссовере длиной около 4,5 метра на платформе, разработанной на Обуховском заводе. Авто будет приводиться в движение одним или двумя электромоторами (по одному на каждой оси) или от гибридной установки.

Производитель планирует выпускать до 60 тысяч электромобилей E-Neva в год. Правда, выйти на такую производительность предприятие на юге Северной столицы сможет лишь в 2027 году.
С прототипом E-Neva мы впервые познакомились в 2022 году на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ), а вот новую разработку «Обуховского завода» — грузовой тягач БАЗ-S36A11 — увидели только весной 2023 года. В конструкции грузовика БАЗ-S36A11 будут использоваться в основном российские комплектующие. В частности, автомобиль будет оснащаться мощным 422-сильным двигателем ЯМЗ-6531 от ПАО «Автодизель» и механической коробкой передач (ЯМЗ-1909).

Производство грузовика БАЗ планируется начать в 2024 году. Возможен запуск на Брянском автомобильном заводе, который является ведущим производителем специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости (управляется Обуховским заводом).
В середине мая 2023 года генеральный директор АО «Обуховский завод» Михаил Подвязников сделал еще одно неожиданное заявление. На бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге могут начать выпускать городской электромобиль L-Type. Его презентация состоится 25-26 мая.
«Будет показан первый образец, — заявил Подвязников. — Мы будем выпускать их порядка 10-14 тысяч. До тех пор, пока не раскрутим производство электромобилей».

Электромобиль L-Type будет оснащаться быстрозаменяемыми батареями. Очень удобно. Пока одна заряжается (дома), другая «возит» владельца на работу и обратно. Предполагается, что автомобиль будет состоять исключительно из российских автокомпонентов. Его максимальная скорость не будет превышать 90 км/ч. Но это не главное. Важнее, что на одной зарядке можно проехать 183 километра.
Микрокар придется по вкусу владельцам корпоративных автопарков с частыми перевозками «склад-клиент» на короткие расстояния, торговых и медицинских сетей, ресторанного бизнеса, служб городского сервиса, закрытых территорий и шеринга.
Старт производства намечен на 2024 год. Завод планирует сначала производить две тысячи автомобилей в год. Выйти на 10 тыс. шт. в год планируют в 2028 году.