Можно ли лишить прав водителя за употребление лекарств, влияющих на сознание и реакцию?

Закон, суд, фемида

Автоинспектор в ходе общения с водителем начинает подозревать, что тот… неадекватен. Само собой, он просит автомобилиста пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Прибор показывает ноль. Разумеется, «гаишника» это удовлетворить не может и он отправляет водителя в медсанчасть, где ему предстоит сдать анализы на состояние наркотического опьянение или прием психотропных веществ.

В ходе медосвидетельствования выясняется, что водитель не наркоман. А его странное поведение объясняется приемом лекарственных препаратов, способных оказывать влияние на нарушение сознания и координацию движения.

Допускать такого водителя до управления ТС? Конечно, нет. Можно ли водителя, находящегося в состоянии «лекарственного опьянения», привлечь к административной ответственности? Сотрудник ГИБДД в таких ситуациях легко выписывает водителю протокол, а мировой судья лишает его прав на основании статьи 12.8 КоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения».

Так было до недавнего времени, когда Салехардский городской суд (ЯНАО) не смог однозначно в подобной ситуации решить вопрос о вынесении наказания водителю транспортного средства и попросил разобраться с этим Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ).

А в чем проблема? В том, что ПДД запрещает управлять автомобилем в подобном состоянии, при этом анализы, сданные водителем по требованию ГИБДД показывают отсутствие в его организме алкоголя, наркотических и психотропных средств. Изменение поведения после принятия лекарств…

И вот в этом КС РФ неожиданно обнаружил законодательный пробел. Он не позволяет однозначно определить наличие у водителя автомобиля так называемого «лекарственного опьянения» и затрудняет решение вопроса о применении штрафных санкций за вождение в подобном состоянии.

А все потому, что законодательством не установлен точный перечень медицинских препаратов, способных вызвать опьянение, но не запрещенных к употреблению.

В связи с этим КС РФ потребовал от федеральных органов законодательной власти незамедлительно устранить правовой пробел и вызываемую им неопределенность примечания к статье 12.8 КоАП РФ.

Что должна сделать законодательная власть? Одно из двух: либо разработать список всех лекарств, не содержащих этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, которые могут вызвать изменения в сознании и ухудшить реакцию, либо четко определить критерии установления состояния опьянения, вызываемого употреблением лекарственных препаратов.

А пока этого нет, КС РФ постановляет: управление транспортным средством под воздействием лекарств, не содержащих этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, не может служить основанием для привлечения к ответственности по статье 12.8 КоАП РФ.

Оцените статью
Добавить комментарий