Банк России планирует забрать ОСАГО у страховщиков. Что изменится?

Банк России (Центробанк)
Фото: Фотобанк Moscow-Live

Банк России намерен получить контроль за работой автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС ОСАГО), забрав его у Российского союза автостраховщиков (РСА). Что это даст регулятору и, главное, рядовым автомобилистам?

Как сообщили «Известия» со ссылкой на заместителя председателя Банка России Филиппа Габунию, соответствующий законопроект в настоящее время проходит второе чтение. Если все будет хорошо, его (закон) примут еще до конца этого года.

Напомним, система АИС ОСАГО появилась 10 лет назад. В ней хранится информация обо всех договорах обязательного страхования автогражданской ответственности граждан, заключенных с 2012 года. В ней же можно найти и аварийную историю водителей — коэффициенты «бонус-малус» каждого из них.

Даже если закон о переходе контроля над ОСАГО Банку России примут в этом году, в действие он вступит только через год после принятия. А потом еще год новая система контроля будет проходить тестовый период. Что это значит? То, что изменения, о которых мы поговорим чуть позже, будут внедрены еще не скоро.

После «смены владельца» система получит новое название — «АИС Страхование». Почему не оставить старое? Потому, что кроме ОСАГО, в ней будет реализован функционал и других действующих систем автострахования, включая, в частности, страхование жилья от чрезвычайных ситуаций. Оператором системы станет дочерняя компания Банка России.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) подтверждают: вопросы, связанные с передачей системы АИС ОСАГО под контроль Центробанка, согласованы. Однако речь идет о передаче ЦБ РФ только ее части. АИС ОСАГО состоит из модулей и Банку России будет передана часть модулей, а также движок и хранение данных. Часть модулей остается у РСА.

В РСА сообщили: после того как передача состоится, страховщики и Банк России смогут формировать свою аналитику в тех разрезах, в которых требуется. Какую именно часть передадут Центробанку и чем сможет пользоваться страховая отрасль, не сообщается. Есть данные, что страховщики по-прежнему смогут получать доступ к данным, на основе которых строится аналитика, связанная со взаиморасчетами, например, по прямому возмещению убытков или по перестраховочному пулу в ОСАГО.

Что даст переход контроля над ОСАГО Центробанку рядовым автомобилистам? В ЦБ РФ считают, что запуск системы «АИС Страхование» даст возможность потребителям получать услуги страхования в цифровом формате (от заключения договора до получения возмещения), а также и информацию о своей личной страховой истории.

В свою очередь, страховщики получат доступ к достоверной информации, необходимой для оценки рисков клиентов и объектов страхования. Это позволит им формировать экономически обоснованные страховые тарифы, в том числе на индивидуальных условиях. Будут созданы предпосылки для повышения конкуренции, что гарантирует страхователю получение наилучших условий при заключении договоров страхования. Новая система будет способствовать развитию маркетплейсов и внедрению инструментов электронного урегулирования.

И еще один момент: на основе «АИС Страхование» власти планируют внедрить на дорогах рабочую систему контроля за наличием полисов ОСАГО с помощью средств фото-/видеофиксации. Об этом впервые заговорили еще в 2015 году, однако реализовать так и не смогли — из-за ошибок и сбоев при синхронизации баз данных ГИБДД и страховых компаний.

Эксперты считают, что после перехода АИС ОСАГО под контроль Банка России рядовые автомобилисты только выиграют. Во-первых, будет улучшена защита данных и вероятность утечек будет исключена (или, по крайней мере, сведена к минимуму). Во-вторых, станет меньше ошибок в ходе заключения договоров «автогражданки». В-третьих, сама по себе, процедура оформления полиса станет проще и доступнее. И, наконец, цены на полис ОСАГО для водителей станет более справедливым.

В заявлении по последнему пункту я лично сильно сомневаюсь. О справедливости регулятор и в отдельности страховщики говорят давно. Но цены на ОСАГО в России растут — даже для тех, кто имеет большой стаж вождения, неукоснительно соблюдает ПДД и вообще не попадает в ДТП. Что бы они там наверху не обещали…

Оцените статью
Добавить комментарий