Как частичная мобилизация сказалась на работе автосервисов в России — исследование

Ремонт (сервис) автомобиля Lada

Маркетинговая компания Gruzdev Analyze и сеть автосервисов FIT SERVICE опубликовали Аналитический отчет по авторынку в III квартале 2022 года. Основное внимание в документе его авторы уделили вопросам влияния частичной мобилизации в России на деятельность отечественных СТО — от официальных дилерских центров до мини-АТС и «шиномонтажек».

Отчет был опубликован 20 октября 2022 года. К этому моменту частичная мобилизация в большинстве регионов России еще не была завершена, поэтому данные в документе отчасти приходятся и на первую половину октября.

Напомним, Указ о частичной мобилизации в России вступил в силу 21 сентября 2022 года. III квартал заканчивается в сентябре и на этот момент 52% автосервисов в России заявили о мобилизации хотя бы одного сотрудника. К середине октября их число достигло 62%. Еще в 21% компаний повестка сотрудникам была выписана, но до мобилизации дело не дошло — кто-то ее не получил должным образом, кого-то вернули в лоно семьи и т. д.

Наиболее активно мобилизовали сотрудников СТО в первую неделю после начала частичной мобилизации — до 29 сентября. К этому времени 30% автосервисов заявили о мобилизации только одного сотрудника, 14% — двоих, 7% — троих и более человек. При этом большинство руководителей компаний признались: мобилизация не сказалась на работе предприятия автосервиса.

По категориям автосервисов в России у официальных дилеров среднее количество мобилизованных на одну станцию техобслуживания составило 1,1 человека (доля мобилизованных — 5,2%), у сетевых СТО — 0,8 человека (5,5%), у несетевых СТО — 0,7 (6,5%), у мини-СТО и пунктов шиномонтажа — 0,3 (12,9%).

Интересная деталь: по результатам исследования только российские СТО отправили «на фронт» 28 тысяч человек. С учетом того, что Минобороны заявляло о 300-тысячной мобилизации, представленная выше «цифра» выглядит сомнительной.

10% официальных дилеров заявили, что готовы ждать возвращения своего сотрудника более шести месяцев, 36% будут держать за ним рабочее место до полугода. 53% дилеров держать ставку за мобилизованным не будут. При этом по возвращении он сможет рассчитывать на то, что его примут обратно на работу без каких-либо ограничений.

40% сетевых СТО будут держать за мобилизованным его место более шести месяцев. 27% готовы делать это до шести месяцев, 33% прямо сейчас готовят документы на увольнение.

23% несетевых СТО будут держать за мобилизованным его место более шести месяцев. 26% сделают то же самое, но не более полугода. 14% уволят сотрудника. Еще 38% признались, что мобилизованные граждане не были оформлены у них документально. Если он захочет, может вернуться на работу в любое время.

Ни одна мини-СТС или шиномонтаж не готовы ждать работника более шести месяцев, но семь могут позволить себе делать это менее полугода. Еще семь процентов заявили, что уволят мобилизованного. 85% затрудняются ответить на этот вопрос по причине того, что мобилизованные не были оформлены в таких компаниях.

Будут ли российские автосервисы помогать семьям мобилизованных? 13% официальных дилеров заявили, что готовы выплачивать женам мобилизованных минимальную зарплату. Среди сетевых СТО таких нашлось 40%, среди несетевых — только 15%. Мини-СТО и «шиномонтажки» вообще не готовы платить родственникам мобилизованных граждан.

27% официальных дилеров готовы помогать семьям мобилизованных, но лишь в случае оказания им помощи со стороны государства. То же и при тех же обстоятельствах готовы делать 24% сетевых СТО, 44% несетевых СТО и 10% мини-СТО и «шиномонтажек».

60% официальных дилеров признались, что никакой помощи семьям мобилизованных они оказывать не собираются. О том же заявили 26% сетевых СТО, 21% несетевых СТО и 83% мини-СТО. Некоторые автосервисы оказали мобилизованным единовременную помощь — помогли им с покупкой снаряжения.

Только 10% руководителей автосервисов считают, что частичная мобилизация никак не отразится на бизнесе. 14% прямо сейчас готовы замещать выбывших сотрудников мигрантами. 26% беспокоятся, что многие здоровые и молодые мужчины, чтобы избежать мобилизации, откажутся от официального оформления и будут «перетекать» в маленькие компании — без документального оформления.

46% автосервисов в России заявили, что через 2-3 года бизнес столкнется с серьезными кадровыми проблемами. 51% прогнозируют «смерть» этого вида бизнеса — ремонтировать автомобили будет некому.

Проблемы у многих СТО проявляются прямо сейчас. При этом частичная мобилизация влияет на это, хоть и не напрямую. В конце сентября 26% СТО заявили, что количество клиентов у них не уменьшилось. На 4 октября таких осталось 14%, а на 13 октября — всего 6%.

У официальных дилеров количество клиентов после объявления частичной мобилизации снизилось на 19%, у сетевых СТО — на 11%, у несетевых СТО — на 8%, у мини-СТО — на 2%.

Я что-то пропустил? Если есть время, можете ознакомиться с отчетом FIT SERVICE прямо сейчас на видеохостинге YouTube.

Оцените статью
Добавить комментарий