«Лада Нива»: 45 лет на дорогах страны и мира

Lada 4x4

5 апреля исполняется 45 лет легендарному советскому и российскому внедорожнику ВАЗ-2121 «Нива». В этот день с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль, покоривший сердца миллионов людей во многих странах (700 тысяч машин было отправлено на экспорт в 100 стран мира).

Вот уже много лет в Европе и Африке, Азии и Америке (в Австралии, возможно, тоже) «Ниву» воспринимают как характерный символ российского автопрома, в целом, и марки Lada, в частности.

За 45 лет автомобиль много раз менялся, но всегда был узнаваем, сохранив свою уникальную ДНК — комбинацию проходимости и компактности, дизайна и комфорта, оснащения и стоимости.

Запуск серийного производства НИВЫ 05.04.1977год. Семушкин Валерий Павлович и Михаил Николаевич Годзинский
Запуск серийного производства НИВЫ 05.04.1977год. Семушкин Валерий Павлович и Михаил Николаевич Годзинский

Как вы помните, Волжский автозавод создавался в тесной кооперации с итальянскими партнерами. Но, в отличие от предыдущих моделей, «Нива» стала первым автомобилем ВАЗ, разработанным самостоятельно специалистами с Волги. Группа инженеров под руководством главного конструктора Владимира Соловьева, ведущего конструктора Петра Прусова, дизайнера Валерия Семушкина, конструктора Льва Вихко, ведущего испытателя Вадима Котлярова, создали в Советском Союзе модель, которая открыла новую страницу в мировой истории полноприводных автомобилей. «Нива» стала одним из родоначальников класса кроссоверов, мегапопулярного в современном мире.

Lada 4x4

ВАЗ-2121 «Нива», впоследствии превратившийся в Lada 4×4, а в настоящее время продолжающий свой жизненный путь под названием Lada Niva Legend, получил от разработчиков несущий кузов, независимую переднюю подвеску, передние дисковые тормоза — на внедорожнике такого класса эти атрибуты использовались впервые. Кроме того, в отличие от конкурентов, «Нива» изначально оснащалась высокооборотистым двигателем и постоянным полным приводом.

«Нива» — потому что звучит

Почему «Нива»? Потому, что это название «хорошо звучит» на всех языках мира. Автором этого названия называют дизайнера Валерия Семушкина. Именно он предложил это название для оформления заявки на регистрацию международного товарного знака.

По словам автора, «Нива» является кратким благозвучным словом русского языка с положительными ассоциациями. Аналогичные по звучанию слова есть в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках; созвучные слова в других языках обозначают мирные вещи: сад, поле, горизонт. У критиков больше не было аргументов против — название утвердили.

Волжский автозавод. Lada 4x4

«Нива» выпускалась без серьезных изменений до конца 90-х годов прошлого столетия. А потом пошли долгие годы создания и согласования модели нового поколения — ВАЗ-2123. В итоге новую модель стали выпускать на совместном предприятии «GM-АВТОВАЗ». Название («Нива») оставили, правда, выпускалась она теперь под маркой Chevrolet.

Сейчас это кажется удачным решением — оставить на конвейере старую «Ниву», хотя и под другим названием — Lada 4×4. В 2020 году АВТОВАЗ стал полноправным владельцем СП с американцами (теперь это АО «Лада Запад Тольятти») и старое имя вместе с автомобилем (Chevrolet переименовали обратно в Lada) вернулось в «родную гавань». А спустя год внедорожнику вернули его «историческое» имя Niva, добавив к нему приставку «Legend».

На весь мир

1977 ВАЗ-2121 Нива

ВАЗ-2121 «Нива» экспортировался за рубеж, где получил широчайшую известность. Практически сразу же он стал популярным. Иногда казалось, что иностранцы любят эту модель больше, чем жители СССР. В былые годы до 70% объема поставлялись за границу. Русский внедорожник выпускали в разные годы в Эквадоре, Греции, Казахстане и на Украине.

Рекорды житейские

«Нива» сама по себе была настолько хороша, что на ней ездили даже в Антарктиде на российской станции Беллинсгаузен. Снегоболотоход на базе внедорожника покорял и Северный полюс, и Тибетское плато в Гималаях, поднявшись своим ходом на высоту 5 726 метров.

Рекорды спортивные

В 80-х годах прошлого столетия «Нива» приняла участие в ралли-рейде «Париж-Дакар». Причем, крайне успешно. В 1981-м советский внедорожник завоевал третье место в своем зачете. Позже «Нива» взяла «золото» в ралли-рейдах «Париж – Тунис» и «Алжир» (1981 год), «серебро» в «Дакаре» и первые места в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов» (1982 год). Еще одно «серебро» «Дакара», победы на ралли «Атлас» и «Ралли фараонов» были получены в 1983-1984 годах. В 1985 году были выиграны ралли «Камерун», внедорожная баха «Монтебланко», ралли «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей – 1000».

В последующие годы «Нива» с успехом выступала в ралли-рейдах «Париж – Пекин», «Париж – Дакар», «Сидней – Дарвин», «Москва – Лагос», «Винн-Сафари», «Крыша Африки» и многих других.

Команда RED Legend Team на ралли "Дакар"

А в 2022 году наша «Нива» вышла на старт ралли «Дакар» в новой номинации Dakar Classic. В гонке приняло участие четыре экипажа на Lada Niva, причем одна из команд — RED Legend Team, выступающая на машине 1984 года выпуска, официально поддерживалась АВТОВАЗом.

Разные «лица»

Оставаясь узнаваемым, ВАЗ-2121, а позже и Lada 4×4 многократно подвергались модернизации. Более того, на базе легендарного внедорожника выпущено большое количество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового автомобиля, на котором по арене ездят дрессированные медведи.

Сегодняшний автомобиль сильно отличается от того, что сошел с конвейера Волжского автозавода в апреле 1977 года. Самые, пожалуй, крупные этапы модернизации были осуществлены в 1993 и 2009 годах. Бережно сохраняя классический стиль, инженеры АВТОВАЗа полностью модернизировали «начинку» внедорожника. Автомобиль стал более динамичным, комфортным и безопасным. Улучшилась управляемость – как на шоссе, так и на бездорожье.

Волжский автозавод. Lada 4x4

В 2019 году Lada 4×4 получила переработанный, более удобный интерьер. Была полностью обновлена панель, в частности, появился новый блок управления климатической системой. Комбинация приборов получила более удобную для восприятия белую подсветку спидометра, тахометра и бортового компьютера. В последнем введен расширенный список функций, в том числе данные о расходе топлива.

Особое внимание при модернизации внедорожника было уделено повышению виброакустического комфорта автомобиля. Применены новые опоры силового агрегата, снижающие уровень вибраций, и улучшенный пакет шумо-виброизоляции на панелях кузова.

Сборка современной Lada Niva Legend осуществляется на 650-метровом конвейере. Технология изготовления кузова на 54% автоматизирована. Качество и стабильную геометрию кузова обеспечивают 80 роботов. В цехе окраски работает четыре роботизированных комплекса.

Волжский автозавод. Производство Lada Niva Legend

Классическая Lada Niva Legend представлена в комплектациях Classic, Luxe, Black и Urban. В зависимости от комплектации автомобили оборудуются кондиционером, литыми дисками колес, пластиковыми или алюминиевыми бамперами. Все автомобили оснащаются системой постоянного полного привода с возможностью подключения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала.

Те, кто предпочитает «погорячее», может выбрать внедорожник в модификации Bronto. На автомобиль установлены самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, усиленное шасси, шины с развитыми грунтозацепами. Niva Bronto обладает увеличенным дорожным просветом и брутальным внедорожным дизайном.

Для малого и среднего бизнеса волжские автостроители предлагают пикапы на базе Lada Niva. Автомобили полурамной компоновки с рессорной задней подвеской рассчитаны на нагрузку 440-490 килограммов. Грузовая надстройка может выполняться в виде бортовой платформы или фургона (грузового, изотермического или рефрижератора).

Оцените статью
Добавить комментарий