Откуда взялся дефицит микрочипов для автопрома?

Электронная схема, микросхема, печатная плата

На Землю обрушилась пандемия и у российских дилеров закончились автомобили. А то, что осталось, продается втридорога… Что произошло? Продавцы автомобилей объясняют сложившуюся ситуацию нехваткой микрочипов у производителей и связанным с этим снижением объемов производства автомобилей в России и мире. Откуда взялся дефицит микрочипов для автопрома?

Один из признанных в России политологов (не стану называть имени — не хочу делать ему рекламу) утверждает: дефицита микрочипов для автомобилей нет. Просто кто-то «там наверху» решил таким образом обрушить международный автопром, в частности, и всю мировую экономику, в целом. Грядет новый экономический уклад, в котором несколько человек будут управлять миром, а остальные… работать за еду.

Версия эта имеет право на существование, но, как мне кажется, она в корне не верная. Нет в «мировом правительстве» своего «путина», который бы мог единолично управлять доверенной ему территорией. Рынок, каким бы несовершенным он не выглядел в эпоху санкций, по-прежнему определяет текущие процессы в мире, включая политические.

На мировой автопром работают десятки тысяч производств и сотни миллионов людей. Его финансовый оборот составляет сотни миллиардов долларов. И вот так дать одному разрушить то, на чем другие зарабатывают миллионы… Нет, это невозможно.

А вот нарушить работу механизма поставок — это возможно. Он был отлажен — действовал как швейцарские часы. Но пандемия смогла сделать казалось бы невозможное — спровоцировать сбой в сложнейшем механизме, который представляет собой мировой автопром.

Автомобиль, к сожалению (или к счастью), уже не тот, что был еще 10 лет назад. Из чисто механического устройства он буквально за несколько лет превратился в сложнейший мехатронный гаджет. И отказаться от засилья электроники в машине уже нельзя — не позволяет законодательство. Оно требует повышения безопасности и экологичности ТС, производители придумывают все новые и новые электронные «примочки», чтобы выполнить требования закона.

Производство автомобилей растет. Электроники в них становится все больше. Но и не только в них. Электронные схемы сегодня ставят в детские игрушки, холодильники и пылесосы. Количество людей, пользующихся смартфонами, достигает нескольких миллиардов. Потребность в микрочипах выросла многократно, и их производство, по всей видимости, не успевает за потребностями рынка.

Но ведь раньше успевало и дефицит микрочипов как таковой отсутствовал?

Что принесла пандемия коронавируса в 2020 году? Правительства стран ограничили передвижение граждан. А где-то и вовсе прекратили, объявив локдаун. Вместо того, чтобы ехать в офис, на дачу, в путешествие, к друзьям или в магазин, люди остались дома — кто-то перешел на «удаленку», кто-то сел на карантин. Закрылись школы и институты — жизнь замерла… На улице, но не в помещениях.

В мире резко сократились продажи автомобилей (тем более, что дилеры тоже временно закрылись), зато резко подскочили — смартфонов, компьютеров, другой сложной домашней техники.

Компании, выпускающие элементы электронных схем и микрочипы, резко переориентировались на этот сегмент. Рынок автомобилей резко просел — как объективным причинам, так и по причине переориентации поставок электронной начинки на другие рынки. А тут еще информагентства объявили о пожарах на предприятиях крупных поставщиков электроники в Юго-Восточной Азии.

Что будет дальше? Спустя некоторое время после окончания пандемии авторынок восстановится. Крупнейшие потребители автопрома учтут уроки и больше не будут полагаться только на поставщиков микросхем из Тайваня — будут строить собственные заводы по производству микрочипов для автомобилей. Дефицит на авторынке станет историей.

А текущие цены, которые за последние два года выросли чуть ли не вдвое? А цены останутся… В России, по крайней мере, точно. Когда это было, чтобы цены в нашей стране падали?

Оцените статью
Добавить комментарий