50 лет — как один день! Марка Lada празднует юбилей

1971 ВАЗ-2101

Сегодня на календаре 19 апреля 2020 года. Ровно 50 лет назад с конвейера Волжского автозавода сошли первые «Жигули» — два синих и четыре вишневых седана ВАЗ-2101.

Продажи «Жигулей» в Советском Союзе начались в 1970 году, а весной 1971-го один из первых ВАЗ-2101 вишневого цвета оказался в гараже моего тестя Николая Михайловича Мозжухина — одного из выдающихся советских ученых, инженеров и конструкторов, благодаря которым российское оружие до сих пор остается одним из самых грозных в мире. Так у нас повелось: страна напрочь забыла о главном конструкторе Мозжухине, как только он вышел на пенсию.

Но мы, его семья, помним его и заботливо храним память о нем. В том числе и благодаря и его «копейке», которая до сих пор радует нас своими выразительными формами и неприхотливым характером.

Волжский автозавод, Тольятти, СССР

Всего с 1970 по 1988 год в стране было выпущено около 4,8 млн автомобилей ВАЗ-2101 различных модификаций. Наш экземпляр — оригинальная «копейка» (правда, модернизированная благодаря стараниями моего сына) с 1,2-литровым мотором и 4-ступенчатой КП.

Наверное, нет в России поклонника классических ВАЗов, который бы не знал, что самая первая модель «Жигулей» была спроектирована на базе итальянского седана FIAT-124, получившего в 1967 году звание «Автомобиль года» в Европе. Правда, наш ВАЗ — лишь внешне напоминает итальянский прототип. По итогам многочисленных тестов и испытаний в конструкцию лицензионного автомобиля было внесено свыше 800 конструктивных изменений.

На советский ВАЗ работал весь СЭВ (Совет экономической взаимопомощи — сообщество социалистических стран в Европе). Вот почему в нашем ВАЗе оказалось много импортных запчастей — из Венгрии, Болгарии и других стран.

Итальянский FIAT-124 имел клиренс 130 мм, а наш ВАЗ-2101 — 175 мм. «Жигули» потяжелели на 90 килограммов по сравнению с итальянским прототипом, однако на динамике машины это не отразилось — ВАЗ получил более мощный мотор с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. В будущем это позволило дорабатывать мотор и повышать его объем. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок. В 4-ступенчатой коробке передач появились синхронизаторы. Кузов стал прочнее.

Появились отверстия под внешнюю пусковую рукоятку – в бампере, кузове и радиаторе. Из нового — указатель температуры охлаждающей жидкости на приборном щитке.

1971 ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 отличался высокой надежностью и комфортабельным салоном. Это могли оценить не только советские люди, но и граждане других стран. Уже в 1971 году «Жигули» стали поступать в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. В 1971 году было экспортировано более 57 тыс. автомобилей ВАЗ – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР в то время.

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван «Российским автомобилем столетия» по итогам опроса, проведенного журналом «За рулем». В опросе приняли участие более 80 тыс. человек и практически каждый опрошенный назвал первую отечественную «Ладу» лучшим автомобилем XX века.

Кстати, «Жигули» радовали не только обычных советских граждан, имеющих возможность накопить до пяти тысяч рублей на новую машину, но и спортсменов. ВАЗ-2101 участвовал в различных автомобильных гонках. И не только участвовал, но и побеждал.

Так, уже в 1971 году тольяттинская модель впервые приняла участие в ралли «Тур Европы» и выиграла «Серебряный кубок». А еще через два года — и «Золотой» и «Серебряный». Не обошлось без высоких достижений и наград и на внутренних соревнованиях.

История больших побед продолжается и в наши дни. Заводская команда АВТОВАЗа сегодня выступает на на специально подготовленных Lada Granta и Lada Vesta — в российских ралли и кольцевых гонках. По итогам сезона 2019 гонщики команды Lada Sport ROSNEFT более 100 раз поднимались на подиум.

То, о чем в середине этого десятилетия мечтал бывший президент АВТОВАЗа Бу Андерссон, свершилось. Сегодня марка Lada занимает более 20 процентов отечественного рынка автомобилей, а модели Lada Granta и Lada Vesta вот уже несколько лет входят в «тройку» самых популярных автомобилей в России.

Сегодня модельный ряд Lada представлен пятью моделями: Vesta, Xray, Granta, Largus и 4х4. Марка представляет своим покупателям широкий выбор модификаций моделей. Сегодня АВТОВАЗ выпускает не только седаны, но также хэтчбеки, универсалы, кроссоверы; а также специальные версии автомобилей – фургоны, пикапы с открытым и закрытым бортом, инкассаторские броневики, болотоходы, социальное такси, автомобили «скорой помощи», кинологической или спасательной службы.

Сегодня АВТОВАЗ входит в состав Groupe Renault, одного из лидеров мирового автомобилестроения.

1971 ВАЗ-2101

Так пожелаем же удачи и процветания отечественному автопрому. Пусть и дальше радует нас надежными и практичными автомобилями — такими как ВАЗ-2101.

Оцените статью
Добавить комментарий