Перестанут ли когда-нибудь в России покупать техосмотр?

Гостехосмотр

Сразу предупреждаю: я — не Алена Водонаева! Хайп мне не нужен. Незаконных методов и схем, позволяющих гражданам обманывать государство — покупать техосмотр — я тоже не предлагаю. Я лишь хочу обсудить с вами недавнее сообщение о получении сотрудниками ГИБДД права аннулировать диагностические карты, полученные по результатам техосмотра.

Сама по себе эта тема не очень интересна. Интересуют «подводные камни» и последствия для автомобилистов. Более того, я бы хотел расширить тему и поговорить о том, сможет ли государство победить автомобилистов, покупающих техосмотр или новые инициативы, которые сегодня «рождаются» в правительстве, обречены на провал и граждане по-прежнему будут игнорировать техосмотр, покупая диагностические карты на стороне.

И последнее в качестве предисловия: описанными ниже схемами я не пользуюсь, никогда не пользовался и, видит бог, пользоваться не намерен. Между тем, в сферу своих обязанностей, я много общаюсь с автомобилистами и коллегами-журналистами, поэтому знаю, как наши водители делали техосмотр раньше и как они его делают сейчас. Поэтому обвинять меня в бойкоте правительственных инициатив не надо. Впрочем, как и о желании потрафить «партии и правительству»…

Буквально на днях, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, появился проект с очередными изменениями в правила прохождения техосмотра. Напомним, они вступают в силу 8 июля этого года (через год после подписания соответствующего закона Путиным и его опубликования). Теперь результатом процедуры должна быть не только диагностическая карта, но и три фотографии, доказывающие факт прохождения техосмотра, — в начале линии, в середине и в конце. Фотки отправляются в облачное хранилище, за которым следит МВД. Некоторые чиновники для закрепления результата также требовали наличие GPS-меток на фото и видео процесса проверки техсостояния авто. Но от двух последних новаций было решено отказаться — слишком мудрено и дорого.

Как это происходит сейчас? Водитель идет с диагностической картой в офис страховой компании, где покупает полис ОСАГО. Все! Больше диагностическая карта ему не нужна — ее больше нигде не проверяют и не предъявляют инспектору ДПС при проверке документов.

Должен ли страховщик сверять предъявленную ему бумагу с данными в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО)? Может, но не обязан.

Вот вам и первый способ, как покупать техосмотр, не проходя его. Гражданин предъявляет страховщику чужую (неактуальную, поддельную) карту и получает полис. Если сотрудник страховой уличает его в этом, делает удивленное лицо, говорит: «Разберемся» и тихо сливается…

Диагностическую карту можно купить у оператора техосмотра. Это куда безопаснее. Тем более, что диагностическая карта будет подлинной. Как это делается? Вы едете в пункт техосмотра, платите тысячу (например) сверху, через 20 минут получаете документ и уезжаете довольный. Никакого техосмотра вы естественно не проходите.

Я все думал: если вы следите за своей машиной и хотите быть уверены в том, что она исправна, зачем отказываться от проведения техосмотра? Зачем покупать техосмотр, если вы уже приехали в пункт ТО. Много ли у нас таких автовладельцев?

Думаю, что немного. Гораздо больше тех, кто вообще никуда не ездит. Ищут предложения в Интернете.

Есть и еще более простой вариант. Вы одновременно покупаете полис ОСАГО и диагностическую карту. О таком мы читали не раз. Только полис вам выдают сразу, а карту чуть позже — вы приезжаете за ней по указанному адресу или вам присылают ее по почте.

А теперь о главном! Смогут ли последние изменения правил прохождения техосмотра искоренить практику покупки диагностической карты?

Тех, кто подсовывает страховщику липовую диагностическую карту (кстати, при покупке электронного ОСАГО эта «фишка» не пройдет), это не остановит.

Тот, кто покупает диагностическую карту на пункте ТО, вполне может задержаться еще на пять минут, чтобы сделать три фотки на фоне линии контроля (хотя еще раз повторяю: это глупо).

В Интернете снова могут появиться спецы по «Фотошопу», требующие от вас три фотографии вашего автомобиля (когда-то такое было). Но, скорее, мошенники будут предоставлять услугу на старых условиях. Точно так же будут работать и недобросовестные страховые агенты.

А как же аннулированные сотрудниками ГИБДД диагностические карты?

Первый вопрос: кто будет заниматься сверкой записей в базе данных (ЕАИСТО)? ГИБДД будет выделять на это сотрудников? Они будут «ковыряться» в базе в поиске недобросовестных водителей и операторов и аннулировать, аннулировать, аннулировать…

Второй вопрос: если сотрудник ГИБДД аннулирует вашу карту, чем это вам грозит? Напомним, летом этого года вступает в силу наказание за непройденный техосмотр (отсутствие легальной диагностической карты). Если окажется, что вы не проходили техосмотр вас оштрафуют по новой статьей КоАП на две тысячи рублей. Другое дело, что камеры ловить водителей за отсутствие техосмотра пока не умеют, а инспекторов на наших дорогах практически не осталось.

Вашу диагностическую карту аннулировали. Ну и что? Полис ОСАГО по ней вы уже купили. Да, «гаишники» обязаны будут сообщить страховщику об аннулировании карты, но станет ли последний расторгать договор с клиентом? Тем более, если сам поучаствовал в «серой» схеме… И не забывайте, при расторжении договора страховая должна вернуть страхователю деньги за неиспользованный период страхования. Кому захочется это делать. Ну а если диагностическая карта оказалась «неправильной», то это не его, страховщика, вина.

Вывод

Возможно, число желающих покупать техосмотр, поубавится. Но, как мне кажется, не сократится сильно. А все из-за слабого контроля и плохого взаимодействия ведомств. Кто-то испугается, да, остальные проигнорируют…

Еще раз: все вышесказанное — мое исключительное «имхо». Есть что сказать, пишите в комментариях. Подискутируем…

Оцените статью
Добавить комментарий