Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект Ярослава Нилова и Игоря Лебедева (фракция ЛДПР), предоставляющий возможность оформление однодневного полиса ОСАГО.
Напомним, в настоящее время полис ОСАГО заключается на один год. Для автомобилей, зарегистрированных за пределами России, можно заключить договор ОСАГО на время их пребывания на территории России (но не менее чем на пять дней). Существует также 20-дневная страховка, которую может приобрести владелец только что приобретенного авто. Последняя дает ему возможность спокойно и без спешки доехать до места, где он захочет зарегистрировать машину и пройти ее технический осмотр.
1-дневный полис ОСАГО
Авторы законопроекта утверждают: большинство автомобилистов покупают автомобили там же, где их ставят на учет. Для этого им достаточно одного или нескольких дней, чтобы оформить все необходимые документы. Но однодневного полиса ОСАГО в России нет. Что они делают в этом случае? Вообще не покупают «автогражданку». Таким образом, и 20-дневные полисы не пользуются у россиян популярностью.
Против законопроекта выступило правительство. По мнению чиновников, краткосрочные договоры ОСАГО окажутся ненамного более дешевыми, чем те, что заключаются на год. И это будет основной причиной того, что автомобилисты не станут их покупать.
В Банке России заметили, что использование однодневных договоров требует дополнительной оценки тарифов, так как у краткосрочного ОСАГО убыточность выше. Кроме того, есть все-таки в законодательстве уловка, позволяющая заключать договор ОСАГО на короткий срок. Это делается просто: автовладелец покупает полис на год, а через неделю расторгает его с возвратом неиспользованной части страховой премии.
15-дневный полис ОСАГО
Между тем, Банк России рассматривает возможность введения полиса ОСАГО, действующего в течение 15 дней. Об этом сообщил журналистам директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния. При этом он честно предупредил: такой продукт будет дорогим относительно цены годового ОСАГО.
По словам банкира, 20-дневные полисы, которые существуют сейчас для регистрации автомобилей, не слишком востребованы. При этом в ЦБ выступают за более гибкую систему тарификации в ОСАГО.
«Случаи, когда нужен массово короткий полис, нам неизвестны, — заявил Габуния, — но если кому-то очень захочется, он хочет заплатить повышенную стоимость и ему нужен полис именно на 15 дней, этот механизм теоретически может быть сделан».
Выводы
Почему однодневного полиса ОСАГО не будет? Потому что он, кроме всего прочего, создает риск мошенничества. У некоторых представителей рынка возникнет соблазн оформить ОСАГО уже после ДТП задним числом. Такая тенденция прослеживалась, в частности, после введения электронного ОСАГО.