Автострахование

Верховный суд разъясняет, как решать споры по ОСАГО

Нормы и правила страхования по ОСАГО обновляются в России чаще, чем страховщики и автомобилисты успевают изучить их. В результате увеличивается количество споров по ОСАГО, включая жалобы на судей, которые, по мнению недовольных граждан, недостаточно компетентны в этом вопросе.

В процесс споров по ОСАГО приходится вмешиваться Верховному суду. Он работает как с заявлениями граждан, так и ведет самостоятельную работу, призванную снизить накал страстей вокруг автострахования – научить судей низших инстанций делать правильные выводы и принимать справедливые решения. На последнем пленуме Верховный суд РФ подготовил для судов проект рекомендаций для рассмотрения споров, связанных со страхованием гражданской ответственности автомобилистов.

Пленум, в частности, разъяснил, что страховая компания должна исполнить договор, даже если агент или брокер не вовремя или только частично перевели ему полученный от клиента взнос. Так, в проекте постановления сказано, что «неполное и/или несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, несанкционированное использование бланков страхового полиса обязательного страхования не освобождают страховщика от исполнения договора обязательного страхования».

В случае хищения бланков полисов страховая организация освобождается от выплаты страхового возмещения, но лишь в том случае, если она обратилась в правоохранительные органы до ДТП.

Еще одна интересная деталь, связанная с тем, что страховые компании иногда пытаются отказать автомобилистам в выплатах, объясняя это тем, что те получили повреждения в результате ДТП, которое произошло не на дороге, а, например, на лесной опушке. Разве джип, наехавший на пенек и пропоровший о него свое «брюхо», — это ДТП? Верховный суд в этой связи поспешил дал разъяснения, касающиеся вопросов эксплуатации транспортных средств. В постановлении, в частности, говорится, что «применительно к закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства)». Другими словами, страховой случай может произойти в любом месте, куда смог добраться автомобиль.

Страховщики утверждают, что проект постановления пленума Верховного суда существенно сужает простор для злоупотребления правом со стороны непорядочных граждан. Речь, конечно, в большей степени, идет не об автовладельцах, а о автоюристах, которым автолюбители переуступают свои права «спорить» со страховой компанией в суде.

В документе есть положение, которое говорит о том, что рассмотрение страхового случая, а также вся переписка со страховой компанией должны вестись в одном подразделении компании. Это делается для того, чтобы клиент «не бегал» из одного филиала страховой в другой с требованиями о выплате ущерба. Это плохо хотя бы потому, что страховщик может не уложиться в отведенные ему сроки для выплаты ущерба. А если он срывает сроки, тут же подключаются автоюристы…

В проекте постановления также указывается необходимость закрепления за автовладельцем необходимости заявлять, какие виды расходов должна покрыть выплата: восстановительный ремонт, расходы на эвакуатор, утрату товарной стоимости и т.д. Все это поможет страховщику укладываться в сроки, отведенные ему законом. Тогда у автоюристов не будет возможности заявлять в суды о срыве сроков выплат.

Также в проекте постановления присутствует норма, обязывающая клиента оспаривать в суде извещение по европротоколу в том случае, если он претендует на выплаты, превышающие установленные лимиты (пока это 50 тыс. рублей, но в ближайшее время они могут быть увеличены до 100 тыс. рублей по всей России).

Вы обратили внимание, что мы говорим о проекте постановления? Скорее всего, документ, касающийся решения споров по ОСАГО, будет принят в том виде, в котором он существует сейчас. А произойдет это уже через несколько дней – 26 декабря текущего года.

Игорь Григорьев

Предыдущие записи

Автодор: Заправляться заранее — хорошая идея!

В соцсетях пишут: перед майскими праздниками на автотрассе М-12 «Восток» (Москва — Казань) скопились огромные…

7 часов назад

Chery Tiggo 9 PHEV. Мировая премьера

На Международном автомобильном салоне в Пекине состоялась премьера флагманского кроссовера Chery Tiggo 9 PHEV, оборудованного…

3 дня назад

Автомобиль Lada теперь можно купить на «Мегамаркете»

АВТОВАЗ объявил о сотрудничестве компании с маркетплейсом «Мегамаркет», в рамках которого автомобили марки Lada теперь…

4 дня назад

На Пекинском автосалоне представили новый Haval H9

Пекинский автосалон — как новогодняя елка. Он необыкновенно яркий и праздничный. Буйство форм и красок…

4 дня назад

«Автодор» рассказал, как лучше подготовиться к поездке на авто по платной автотрассе

После длинной (шестидневной) рабочей недели в апреле россиянам предлагаются не менее длинные выходные на майские…

5 дней назад

FAW предлагает сэкономить 470 тысяч рублей на покупке лифтбека Bestune B70

Китайская компания FAW предлагает сэкономить приличную сумму при покупке лифтбека Bestune B70. Прямая скидка на…

1 неделя назад