Категории: Техника

Установка тахографа. Закон есть закон

Попытка российских чиновников и депутатов по-быстрому протолкнуть в закон «О безопасности дорожного движения» поправки, которые предусматривают обязательный мониторинг транспорта оснащением автомобилей тахографами — техническими средствами непрерывного контроля и выдачи информации о скорости и маршруте движения автомобиля – провалилась. Все как обычно: желание власти заботиться о своих гражданах натолкнулось на непреодолимые организационные трудности, после чего чиновничья машина дала сбой и вернулась на исходные позиции, пообещав еще подумать…

На самом деле цели, которые преследовало правительство, заявляя о введении неотвратимой административной ответственности за управление транспортом без тахографа, были самыми что ни на есть благими. Более того, благородными.

Начиная с этого года, предполагалось в корне изменить работу транспортной отрасли России в плане обеспечения надлежащей безопасности движения транспорта. Основывается программа на нормировании труда водителей. Но не на всех транспортных средствах, а лишь на тех, которые используются для перевозки пассажиров (от восьми человек и более) в междугороднем и международном сообщении, а также автомобилей массой от 3,5 тонн, используемых для перевозки грузов. Чтобы водители и владельцы компаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки, не забывали о безопасности, с 1 апреля 2013 года была введена административная ответственность – денежный штраф — для тех, кто ездит без тахографа или с неисправным прибором. Для граждан он составлял от 1 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.

Как водится, установить тахограф в кабину грузовика или автобуса успели далеко не все. И не потому, что не хотели. Кто-то не смог: прибор, соответствующий стандартам, указанным в приказе Минтранспорта за номером 36, с установкой обходится в сумму от 50 тысяч рублей. Для дальнобойщика-частника найти такие деньги – непростая задача. Для частной транспортной компании с большим автопарком картина складывается аналогичная.

Кроме того, цифровых тахографов в России выпускается в настоящее время недостаточно, а иностранные регистраторы нельзя устанавливать по закону. И, наконец, чтобы исполнять законодательство в плане обеспечения норм труда и отдыха водителей, перевозящих грузы и людей, необходима соответствующая дорожная инфраструктура (стоянки, заправки, мотели для дальнобойщиков и т.д.), которой в России пока нет.

Эксперты проявили здоровый скептицизм, вице-премьер Рогозин возмутился тем, что водителей и транспортников откровенно держат за дураков. В итоге Госдума приняла новый законопроект, который приостанавливает на год — до 1 апреля 2014 года – штрафные санкции за отсутствие тахографа на грузовом и пассажирском транспорте. Другими словами, был введен мораторий на действие статьи 11.23 в Кодексе об административных правонарушений, которая устанавливает ответственность за перевозку грузов и пассажиров на автомобилях без установленных в них тахографов.

Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 тонн, которые не используются для перевозки опасных грузов, крайний срок установки тахометра — 1 сентября 2014 года, а для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 тонн он и вовсе наступит только 1 апреля 2015 года. Наконец, для транспортных средств, которые не осуществляют международные перевозки или для тех, что оснащены заводскими средствами контроля в соответствии с нормами труда и отдыха, принятыми в Евросоюзе,  срок обязательного оснащения тахографами — 1 января 2016 года.

Тахограф – это такой прибор (цифровой или аналоговый), который, будучи встроенным в бортовое электрооборудование, регистрирует скорость движения автомобиля, его пробег, а также время отдыха и труда экипажа (в соответствии с законодательством, водитель может двигаться по дороге не более 4,5 часов, затем он должен остановиться и отдохнуть 45 минут. После этого у него есть 4,5 часа на продолжение движения, после чего он должен остановиться на более продолжительное время (для отдыха) — на 11 часов).

Автомобили в СССР начали оснащать подобными приборами еще в 1978 году, когда Советский Союз присоединился к международному соглашению ЕСТР, регламентирующему правила работы водителей, осуществляющих коммерческие автомобильные перевозки за рубеж.

В настоящее время в Европе приняты в эксплуатацию (прошли соответствующую сертификацию) четыре модели цифровых тахографов, которые выпускаются компаниями Continental Automotive GmbH, Stoneridge Electronics, EFKON AG и ACTIA. В России цифровые тахографы выпускает компания «Астор-Трнейд», входящее в ЗАО «Интекс» (прибор «Меркурий ТА-001»), а также «Штрих-М» («ШТРИХ – ТахоRUS»), «Измеритель-Авто» (ТЦА-02) и «Калужский завод телеграфной аппаратуры» (КАСБИ – DT-20). Для работы с прибором водитель получает персональную карту, которую можно заказать в одной из следующих компанйи: «МосАвтоКарт», «РусТахонет» и «РусАвтоКарт» (в том числе и по ЕСТР). Карта (в единственном экземпляре) выдается водителю на пять лет. Она вставляется в кард-ридер на корпусе тахографа и используется для идентификации водителя и хранения данных о режимах его работы и отдыха. Данные с карты обычно хранятся в течение одного года и должны быть доступны для контролирующих органов, госавтоинспекции и т.д.

Тахограф снабжен кнопочным блоком для введения различных режимов, графическим дисплеем для их отображения и устройством для распечатки содержимого памяти прибора по требованию надзорных органов (термопринтер). В бумажной распечатке указываются: время и дата, информация о владельце карты, идентификационный номер транспортного средства, на котором установлен тахограф, деятельность водителя (данные упорядоченные по дате), время и место ввода и извлечения карты водителя и некоторая другая информация. Желающие обмануть «железку» будут разочарованы. Устройство чувствительно ко всякому механическому вмешательству и тут же регистрирует подобные попытки в своей памяти. Такие данные также отображаются в распечатке и могут грозить водителю санкциями (в Европе, в частности, на этот счет предусмотрены большие штрафы).

Еще одна важная особенность тахографа – наличие встроенного навигационного модуля GPS/ГЛОНАСС и GPRS-модема, благодаря которым осуществляется отслеживание транспортного средства на маршруте. Кроме того, тахограф может быть оборудован модулем Bluetooth, обеспечиваающим беспроводной обмен данными (например, при сервисном обслуживании прибора).

Купить тахограф отечественного производства несложно (по крайне мере, сейчас, когда санкции за его отсутствие перенесены на более поздние сроки). Цены на российские разработки находятся в пределах от 15 до 25 тыс. рублей (карта водителя – еще 3 тысячи). А вот правильно установить и подключить контрольное устройство может только квалифицированный специалист. Действительно, в его обязанности входит не только поиск места в кабине, куда поставить прибор, но также подробное исследование автомобиля на предмет его подключения к бортовым системам (в частности, к датчику скорости), активация и калибровка тахографа.

В России также работает большое количество сертифицированных компаний, обеспечивающих сервисное обслуживание и ремонт тахографов. Кроме этого осуществляется обучение кадров по применению и работе с цифровыми тахографами, техническими средствами для загрузки данных из памяти карт водителей и тахографов, требованиям отечественного и международного законодательства, формам отчетности и прочим вопросам, связанным с выбором, установкой, эксплуатацией и обслуживанием тахографов для автомобильного транспорта.

Игорь Григорьев

Смотреть комментарии

  • Сам факт появления на борту автомобиля тахографа, уже дисциплинировал водителей и заставил их задуматься о составлении правильного графика работы, где есть место обязательному отдыху, и их гражданской ответственности перед окружающими людьми.

  • У меня личный зил 554.на котором я раз или два в неделю выезжаю для себя то за углем.дровами.Скажите нужен ли мне тахограф?

    • нафиг не нужен этот тахограф, только гаишникам стричь бабло с грузовиков, по мощному, надо найти управу на них

    • частнику тахограф нужен,если он занимается коммерческой деятельностью,так что лучше ИП открыть

  • ВДО хороший тахограф,качественный и совместим со всеми иномарками)

  • Да,я тоже слышал,вроде как правда,в интернете попробуй поищи еще

  • Слышал, что тахографы VDO продают со скидкой? Неожиданно. Кто-нибудь может инфу подтвердить?

  • Инспектор сообщил – снял распечатку с Атола для протокола – пока шло разбирательство – пропал текст на распечатке – безобразие – какой может быть контроль – если за месяц от распечатки ничего не осталось – да и в самом начале она была практически не читаема.

  • На машинах Газпрома в Свердловской области установлены 2 тахографа по 36 приказу – Касби и 3283, и оба рабочие – никто не может понять для чего?

  • Из Хабаровска поступила информация: - в автомобилях строительного управления установлены тахографы Штрих: – карты не выходят из слота по команде извлечь карту, приходится вытаскивать плоскогубцами, и таких машин на базе больше 100 шт.

  • Подскажите нужно или нет устанавливать тахограф на автобус ( 11 мест) работающий в организации по путевому листу с 7до 19.

    .

  • Согласно приказам Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 № 273 и от 17.12.2013 № 470 автобусы и грузовые автомобили должны быть оборудованы тахографами нового поколения, использующими средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
    Поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие штрафные санкции за управление транспортным средством без тахографа и за нарушение водителем режима труда и отдыха, вступили в силу еще 1 апреля 2014 года – с этого дня стала применяться ответственность за отсутствие тахографов с СКЗИ на грузовых автомобилях, перевозящих опасные грузы.

Предыдущие записи

Chery Tiggo 9 PHEV. Мировая премьера

На Международном автомобильном салоне в Пекине состоялась премьера флагманского кроссовера Chery Tiggo 9 PHEV, оборудованного…

18 часов назад

Автомобиль Lada теперь можно купить на «Мегамаркете»

АВТОВАЗ объявил о сотрудничестве компании с маркетплейсом «Мегамаркет», в рамках которого автомобили марки Lada теперь…

2 дня назад

На Пекинском автосалоне представили новый Haval H9

Пекинский автосалон — как новогодняя елка. Он необыкновенно яркий и праздничный. Буйство форм и красок…

2 дня назад

«Автодор» рассказал, как лучше подготовиться к поездке на авто по платной автотрассе

После длинной (шестидневной) рабочей недели в апреле россиянам предлагаются не менее длинные выходные на майские…

3 дня назад

FAW предлагает сэкономить 470 тысяч рублей на покупке лифтбека Bestune B70

Китайская компания FAW предлагает сэкономить приличную сумму при покупке лифтбека Bestune B70. Прямая скидка на…

5 дней назад

Родстер MG Cyberster. Можно брать!

В апреле 2024 года компания «ЭмДжи Мотор Рус», официальный представитель бренда MG в России, представила…

1 неделя назад