Страховщики стали чаще расторгать ОСАГО. И деньги не возвращают

Договор, документ, соглашение, кредит, страховка

Российские автовладельцы стали чаще прибегать к практике подачи жалоб на автостраховщиков, которые, в свою очередь, стали чаще прибегать к практике расторжения договоров ОСАГО без возврата премии. Что случилось?

Причиной расторжения договора становятся, как правило, ошибки в данных об автомобиле или о его владельце. Страхователи считают, что это не может являться поводом для расторжения договора. Страховщики, в свою очередь, говорят, что поступают правильно. Они таким образом защищаются от мошенничества со стороны граждан.

Как сообщил «Коммерсантъ», только в ноябре таких жалоб было больше десятка. И это притом, что в предыдущие месяцы таких были единицы. По данным Банка России, за три квартала 2022 года, число жалоб на страховщиков выросло почти на 30% — до 41 тыс. штук. На ОСАГО приходится около 80% жалоб.

Центробанк разослал страховым компаниям предписания и рекомендации, в которых просит их… не допускать недобросовестных практик. Страховщики утверждают: они действуют в рамках закона. А в нем написано, что «страховщик вправе в одностороннем порядке расторгать договоры при выявлении недостоверных сведений, имеющих значение для определения степени страхового риска».

Чего боятся страховщики? Того, что клиенты неверно указывают сведения о территории преимущественного использования ТС, его категории, мощности двигателя, а также о целях использования автомобиля. Страхователи иногда специально указывают неверные данные, чтобы страховщик применил коэффициенты, которые уменьшают страховую премию.

Есть ли у страховой компании право расторгнуть договор досрочно? Такая практика находится в рамках закона. Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора.

Однако сделать это он может лишь в том случае, если они имели существенное значение для определения степени страхового риска. Страхователям в таких случаях юристы предлагают обращаться с жалобой к регулятору (Банку России) или сразу в суд. Последнее предложение сомнительно: в случае обращения в суд в силу малозначительности суммы стоимости полиса судебные расходы превысят выгоду от разбирательства.

А вот эксперты считают, что страховщики должны не расторгать договор автоматически, а… работать с каждым клиентом индивидуально. И если окажется, что он что-то напутал не специально, просто исправить ошибку. Если она повлияла на стоимость полиса, всегда можно попросить клиента доплатить.

Если ошибка не влияет на стоимость, то она должна устраняться самим страховщиком или страховым агентом.

В Российском союзе автостраховщиков считают, что менять сложившуюся практику не следует. В противном случае, страховые компании утратят последние рычаги, позволяющие им эффективно бороться с разного рода мошенниками.

Оцените статью
Добавить комментарий