Автодилерам запретят навязывание дополнительных услуг клиентам

покупка/продажа автомобиля

Депутаты Государственной Думы России из фракции ЛДПР И.К.Сухарев и С.Г.Каргинов внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Смысл поправок — ужесточение наказания для организаций, навязывающих гражданам дополнительные услуги, в том числе в салонах дилеров при покупке автомобилей.

Закон, если он будет принят, позволит, в частности, решить проблему, связанную с принуждением к приобретению покупателями автомобилей в дилерских центрах дополнительных опций, а также финансовых и страховых услуг. А что ранее меры, связанные с защитой прав потребителей, не позволяли умерить пыл жадных продавцов?

Судя по тому, что мы еще совсем недавно встречали в дилерских центрах, — нет. Авторы законопроекта в пояснительной записке ссылаются на главу Роспотребнадзора Анну Попову, которая утверждает: санкции, применяемые к нарушителям, согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей»), не носят профилактический и предупреждающий характер.

Что есть сейчас? За включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, штраф для должностных лиц составляет 1–2 тыс. рублей, а для организаций — 10–20 тыс. рублей. С учетом того, что навязанные услуги зачастую «тянут» на несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, это наказание, как вы понимаете, пугает немногих. Тем более, что еще меньше тех, кто намерен наказать дилеров и продавцов страховок за чрезмерную жадность.

Поправки к статьям 3.5 и 14.8 КоАП РФ установят новый размер штрафа за навязывание дополнительных работ или услуг, причем, он будет зависеть от стоимости «предложенных» опций.
Так, согласно законопроекту, навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг); на юридических лиц — в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров (работ, услуг).

Особую прыть в навязывании дополнительных опций и услуг дилеры проявили в начале пандемии, когда продажи были слабыми и им надо было как-то зарабатывать. Сегодня, в условиях дефицита автомобилей в салонах и, в частности, отсутствия дополнительных опций (особенно хорошо это видно по упрощенным моделям Lada – прим. Carfactum) ужесточение санкций выглядит слегка (мягко выражаясь) запоздавшим.

Сегодня, когда дилеры по-настоящему борются за выживаемость, они уже не навязывают покупателям дополнительные опции и услуги. Они «тупо» поднимают цены на автомобили.

Законопроект, внесенный в Госдуму либерал-демократами, в настоящих реалиях поможет бороться, скорее, не с официальными дилерами, а с мелкими автосалонами, которые очень любят «втюхивать» клиентам дорогие финансовые услуги. Если, конечно, у потребителя хватит ума, сил и юридической поддержки доказать в суде факт навязывания услуг.

Важно: поправки в КоАП РФ будут касаться не только дилеров, но, например, и продавцов страховок — тех, кто вместе с обязательным ОСАГО будет заставлять клиента купить полис добровольного страхования.

Оцените статью
Добавить комментарий