Что будет с техосмотром? Процедуру изменят, коррупция останется

Ремонт автомобиля (техосмотр)

Однажды президент России ознакомился с положением дел на дорогах страны и поручил подчиненным сделать все от них зависящее, чтобы снизить аварийность в стране. Один из способов сделать это – усилить контроль за техническим состоянием автотранспортных средств.

Первый шаг в этом направлении – наведение порядка в процедуре технического осмотра автомобилей. Его на самом деле уже наводили – и не раз. Правда, с советских времен мало что изменилось. Раньше покупали талон, сегодня – диагностическую карту. Кто бы не отвечал за выдачу разрешений, кто бы не контролировал процесс проверки технического состояния автотранспорта, ничего не меняется – автомобили техосмотр не проходят, при том, что все необходимые документы на руках водителей есть.

Надо эту практику ломать. А зачем? Платишь небольшую денежку и через 15 минут получаешь полис ОСАГО, а через неделю диагностическую карту по почте. Состояние автомобиля? Не, не знаем. Зато какой сервис!

Другими словами, снизу требований исправить ситуацию и наказать виновных не будет. И не надейтесь. А вот сверху попытки сделать техосмотр честным предпринимаются регулярно. За очередную отвечает Министерство экономического развития (МЭР), которое готово инициировать масштабную реформу технического осмотра автомобилей.

Первым об этом сообщил «Коммерсант», заявив, что автовладельцев и операторов участков технического осмотра автомобилей ждут серьезные перемены. Например, проверять автомобили на прохождение техосмотра будут… дорожные камеры. Все просто: комплекс автоматической фиксации считает номер машины и сверит его с данными Единой автоматизированной информационной системы техосмотра (ЕАИСТО), куда стекается вся информация об автомобилях, проходящих техосмотр. Если что-то не сходится, автовладельцу выпишут штраф – 800 рублей. Для этого в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) внесут необходимые поправки.

Страшно? Неприятно! Более того, если автомобиль, не прошедший техосмотр, попадет в ДТП, страховая компания, зарегистрировавшая автогражданскую ответственность автовладельца, будет иметь законное право применить к нему регрессивные меры (другими словами, не заплатят).

Минэкономики уже подготовило пакет поправок в действующее законодательство. Предложения направлены в правительство, где с ними должны ознакомиться и утвердить. При получении положительного заключения они в виде проекта закона будут внесены на рассмотрение Государственной Думой.

Выше мы рассказали о том, как будут наказывать водителей, которые ездят на автомобилях, не прошедших техосмотр. Но они – не единственные участники преступных схем, которые позволяют обходить установленные процедуры. Реформаторы хотят, с одной стороны, мотивировать автовладельцев на прохождение техосмотра, а, с другой, отбить желание у операторов техосмотра брать деньги за услугу, которую они не предоставляют. Главная задача – лишить операторов возможности выдавать диагностическую карту без техосмотра.

После принятия поправок в законодательство диагностическая карта автомобиля, проходящего техосмотр, будет формироваться в электронном виде и заверяться усиленной электронной подписью эксперта. Вместе с тем, процесс прохождения ТО будет фиксироваться на видео. Запись в режиме реального времени (читай, сразу же) будет загружаться в централизованную базу ЕАИСТО.

Экспертов, которые мошенничают с диагностическими картами, будут карать с использованием административного кодекса, а если не поможет, — уголовного. Если оператор выдал карту владельцу авто, не прошедшего техосмотр, его оштрафуют на сумму в 10 тыс. рублей. Если окажется, что данные об автомобиле, поступившие в базу ЕАИСТО, оказались «заведомо недостоверными» и будет доказано, что оператор сделал это умышленно, его накажут гораздо строже — принудительными работами на срок до четырех лет. Правда, для этого придется менят и дополнять Уголовный кодекс РФ.

Там же появится еще одна статья, говорящая о том, что деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, будет наказываться тюрьмой сроком до двух лет. До четырех, если внесенные в базу ЕАИСТО данные стали причиной тяжких последствий (видимо, речь идет о ДТП с пострадавшими).

Уже известно: за деятельностью операторов техосмотра будет следить Ространснадзор. Для этого этому ведомству обещают выделить из бюджета 186 млн рублей. Контролировать базу ЕАИСТО теперь будет не ГИБДД, а Российский союз автостраховщиков (РСА). Следить за РСА будет как и прежде Центробанк. Не мало ли проверяющих? Кто-то предложил ввести еще одного участника процесса проверки технического состояния авто — Российский союз операторов техосмотра. Ну ведь круто же!

По данным ГИБДД, в прошлом году из-за технической неисправности автомобилей в России произошло более 5,8 тыс. аварий – на 18,5% больше, чем в 2016 году.

Многие эксперты полагают: реформа провалится. Наш человек научился приспосабливаться – изменения в законах и новые процедуры его не пугают. Более того, радуют, если государство готово вкладывать в это дело дополнительные финансовые средства. И что делать? Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что техосмотр… надо отменить. По его словам, за техническое состояние автомобиля отвечает водитель (об этом записано в ПДД). Вот пусть он и думает, стоит ли ему рисковать своей жизнью и жизнью других людей. Но полностью отказаться от техосмотра нельзя. Его следует оставить, но только для автобусов и грузовиков.

Оцените статью
Добавить комментарий