«Гаражная амнистия» или когда гаражи в России станут собственностью

Гаражи

В России грядет «гаражная амнистия». До конца года в Госдуму будет внесен законопроект, который поможет упростить владельцам кооперативного гаража регистрацию права собственности на него.

Автором законопроекта о «гаражной амнистии» является член Совета Федерации от Республики Коми Дмитрий Шатохин. Собственно он и признался в разработке этого документа и сроках его передачи на рассмотрение депутатами нижней палаты российского парламента.

На самом деле желание регистрировать гаражи в собственность появилась у членов гаражно-строительных кооперативов и кооперативных автостоянок после того, как власти российских городов стали повсеместно сносить ГСК и КАС. До сих пор статус гаражей в России не определен. Железная коробка на кооперативной стоянке является собственностью автовладельца, машина в ней – тоже его, а вот земля под гаражами и раньше и теперь находится в государственной собственности. Таким образом региональные власти в любой момент могли попросить «гаражников» пойти вон. В некоторых городах чиновники соизволили выплатить членам гаражных кооперативов компенсацию, в большинстве случаев гаражи сносили без каких-либо условий. Просто вывешивали на доске объявлений сообщение о необходимости освободить территорию к указанному сроку и в назначенное время приезжали на место с тяжелой техникой. Кто не успел, мы не виноваты! Под снос шли каменные строения, электрические столбы, железные гаражи — в некоторых случаях вместе с машинами внутри.

В начале 1990-х годов прошлого столетия федеральные власти придумали приватизацию жилья, однако гаражей она не коснулась. 20 лет назад строительство нового жилья, торговых, развлекательных и бизнес-центров в крупных городах еще не было таким активным, как сегодня. Гаражи, расположенные, как правило, на окраинах городов, никому не мешали и местные власти не интересовали. Но прошло время, земля стала дороже и огромные участки земли под гаражами приглянулись местным чиновникам. В Москве и Санкт-Петербурге большая часть кооперативных гаражей уже снесена, а тем, что еще остались, грозит эта участь в любой момент.

Как мы уже выяснили, гараж автовладельцу, который держит в нем свою машину, не принадлежит. Определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи, выданные еще 40-50 лет назад, имеются. Однако, как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

По словам сенатора Шатохина, у гаража сегодня какой-то непонятный статус. Из-за этого возникают юридические коллизии и вопросы, касающиеся прав собственности. Никто не гарантирует сохранность гаражей, непонятно, на каких основаниях они подключены к электросетям, гараж нельзя застраховать, например, от пожара. Непонятно даже, кто будет отвечать в случае, если из него угонят авто…

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и другая сторона: если у него нет законного владельца, значит не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Наконец, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Законопроект, о котором идет речь, предполагает внесение поправок в федеральный закон N218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 1 января 2017 года. В нем появится статья под названием «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В свою очередь, в ней будут указываться документы, которые необходимо будет представить для регистрации гаража в собственность.

Шатохин предполагает, что расходы на приватизацию гаража составят 15-20 тыс. рублей. Для льготных категорий эта процедура может быть бесплатной. Кроме того, далеко не все гаражи попадут под «гаражную амнистию». Например, самовольно установленным во дворах «ракушкам» это не грозит.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Владимир Дмитриевич

    пора уже принять нормальный закон о гск и снт а то ведь никакой управы нет на собственников гаражей которые не вступают в кооператив!
    почему собственно говоря нужно вступать . ведь никто же не требует никуда вступать когда человек приобретает жилье. Я из Челябинск и более 20 лет работаю председателем гск и очень тяжело решать вопросы с теми кто не является членом кооператива и ничего с такого собственника ни возмешь хотя он имеет полное право использовать свой гараж как ему хочетца а электроэнергию он берет от бензогенератора за 35000 рублей и другие санкции к нему применить по закону нельзя.
    почему не принять закон чтобы если собственник имеет гараж пусть оплачивает н-ую сумму например в челябинске 3-4 тысячи рублей в год в Самаре 3-5 тысяч и т.д. эту сумму пусть устанавливают депутаты городской думы как например они установили за обслуживание и ремонт жилья а все другие вопросы например установка видео или ремонт дорог — это большинство собственников гаражей заочным опросом принимают и не надо долго думать вот к примеру ГД РФ постановила и утвердила взносы за капитальный ремонт домов и никто не выступает !!!

    Ответить
    1. Игорь Григорьев автор

      А я думал, что ГСК в стране больше не осталось.