Эксперты «Финам» о российском авторынке: Будет еще хуже

Дилер Suzuki в Адыгее

Информационная группа Finam.ru (инвестиционный холдинг «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Российский авторынок: возможно ли преодоление негатива в 2014 году?», на которой ее участники спрогнозировали продолжение негативной динамики продаж автомобилей на российском авторынке. По мнению экспертов, лучше остальных будут чувствовать себя производители бюджетных и премиум-моделей, при этом спрос частично сместится на вторичный рынок.

Напомним, продажи легковых и коммерческих автомобилей в 2013 году показали падение на 5% по сравнению с 2012 годом. По словам эксперта ИХ «ФИНАМ» Алексея Захарова, в настоящее время чувствовать себя хорошо на рынке могут только те производители, в линейке которых есть бюджетные модели. В их числе: Renault, KIA-Hyundai и VW. Продажи Volkswagen в прошлом году формально снизились, но в любом случае «народный концерн» чувствует себя нормально благодаря большим объемам продаж. Хорошо в России продаются машины и «большой немецкой тройки». Модели у них дорогие, но покупателям премиум-сегмента на кризис, по мнению эксперта, наплевать. Пока, по крайней мере.

Генеральный директор «Квингруп» Александр Гнездюк считает, что при спаде продаж на рынке машин среднего сегмента хорошие перспективы появляются у моделей китайских компаний. Гнездюк хвалит «китайцев»: «Автомобили стали отличного качества. Доступны по цене, обеспечены гарантией и наличием запасных частей. Рост производства в Китае очень серьезный. Во главу угла поставлено качество». В отличие от него предыдущий эксперт не склонен переоценивать активность китайцев, у которых и раньше были всплески продаж, сменявшиеся спадами.

В том, что в 2013 году положительную динамику показывали модели премиум-сегмента, кроссоверы и китайские бренды, согласен с коллегами и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Основываясь на собственных данных, он вообще считает, что премиум-бренды традиционно не зависят от поведения рынка. Но премиум-сегмент растет быстрее ещё и потому, что срок владения автомобилем составляет порядка 3 лет, что значительно меньше, чем в целом по парку. Спрос на SUV поддерживается моделями компактных классов (идеальных для городской эксплуатации) и дешевыми так называемыми «псевдовнедорожниками», такими как Renault Duster. Китайские бренды, по мнению Целикова, будут увеличивать свою долю на 1,5-2% в год, навязывая конкуренцию в сегменте недорогих иномарок и кроссоверов».

Все без исключения эксперты связывают прошлогодний спад на рынке новых автомобилей с увеличением продаж на рынке подержанного автотранспорта. По словам Целикова, в бюджетном сегменте сейчас идет частичное замещение продаж новых машин подержанными. Парк подержанных иномарок в хорошем состоянии растёт из года в год, и эти машины, попадая на вторичку, являются сильными конкурентами при выборе. При этом, этот процесс будет только нарастать.

Согласно прогнозам экспертов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году темпы продаж новых автомобилей в России продолжат постепенно снижаться. Пока факторы для российского рынка складываются неблагоприятно, но резкого падения рынка ждать не приходится, скорее его ждет умеренное снижение. При этом ситуация может смениться в том случае, если правительство введет стимулирующие меры, которые время от времени обещает населению.

Снижение рынка в 2014 году, по прогнозу АЕБ, составит 3%. Целиков прогнозирует более высокое падение – 7%. Слишком много негативных факторов в экономике. Еще один негативный фактор: рост цен на новые автомобили – прежде всего, в условиях девальвации рубля. Об этом говорили все участники конференции.

«Валютный рынок уже дестабилизирован, и не факт, что ЦБ сможет его «привести в чувство», — утверждает Захаров.

«Цены на автомобили в РФ в 2014 году будут расти», – соглашается с ним Целиков. — Но не резко, а постепенно. Фактор курса валют тут даже важнее, чем фактор – сбор/компенсация».

Оцените статью
Добавить комментарий