Что принесет рядовым автомобилистам регламент ГИБДД 2017 года?

ДПС (ГИБДД)
Фото: Фотобанк Moscow-Live

20 октября этого года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД 2017, который утверждает правила действий и поведения сотрудников ГИБДД в процессе осуществления ими госнадзора за дорожным движением в Российской Федерации. Документ запущен в действие Приказом МВД под номером 664 от 23 августа 2017 года.

Напомним, новый регламент пришел на смену старому, действовавшему с 2009 года. Несмотря на то, что он регламентирует действия и нормы поведения сотрудников дорожной полиции, этот документ несомненно заинтересует и водителей – как вторую сторону взаимоотношений между участниками дорожного движения.

Остановка вне постов ДПС

Главное отличие нового административного регламента от старого – возвращение автоинспекторам права останавливать транспортные средства вне стационарных постов ДПС. Значит ли это, что теперь «гаишники» станут «тормозить» водителей там, где им заблагорассудится? Не везде и не всегда. Как говорится в документе, «место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС. Места для размещения нарядов ДПС будут определяться после анализа аварийности на трассе в конкретной местности, выявления потенциально опасных участков улично-дорожной сети, а также с учетом возникающих осложнений дорожно-транспортной и оперативной обстановки».

Вы уже поняли, что расставлять патрули ДПС на дорогах будут не «абы как» и «абы где», а лишь там, где подобное дежурство будет оправдано с точки зрения безопасности движения. И решать о том, где им стоять (никак не «прятаться), будет вышестоящее начальство. Как и прежде, инспектор ДПС, останавливая автомобиль на дороге, должен представиться, кратко и четко объяснить водителю, зачем он это сделал. Кстати, полный список причин, по которым «гаишник» может остановить автомобиль на дороге, также прописан в новом регламенте.

«Гаишные» засады на дорогах: возможны или нет?

Мы выяснили, что останавливать автомобили вне стационарных постов сотрудники ГИБДД теперь могут. А прятаться в кустах они тоже могут? Что по этому поводу говорит новый административный регламент МВД?

В документе говорится, что патрульная машина должна быть хорошо различима (видна издалека) другими участниками дорожного движения. Но! На аварийном участке дороги, в месте перелома рельефа, за инженерными сооружениями или на трассе с интенсивным скоростным движением, инспектор ДПС имеет право расположить патрульный автомобиль так, чтобы не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций. Важное замечание: в этом случае допустима установка автомобиля с частичным закрытием. То есть, его все равно должно быть видно, пусть и не полностью.

Справку о ДТП отменили

Теперь сотрудник ГИБДД, прибывший на место ДТП, не будет выдавать водителю справку о ДТП. Она нужна была последнему для предоставления в страховую компанию. Но, как выясняется, у МВД нет полномочий по утверждению формы справки о ДТП. Следовательно и выдавать ее автоинспекторы ДПС не могут. И не будут.

А что вместо нее? Теперь водители после ДТП будут получать копии протоколов или постановлений об административном правонарушении. В этих «бумажках», собственно есть вся информация, которая необходима для общения со страховой.

Снимать действия автоинспектора можно

Новый административный регламент ГИБДД 2017 больше не содержит норму, которая рекомендует сотрудникам дорожной полиции не препятствовать использованию участниками дорожного движения фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в процессе общения друг с другом. В МВД считают такой пункт несущественным (для данного документа); указанная норма прописана в других законах – нет необходимости дублировать ее.

Вывод: даже если данный пункт не прописан в административном регламенте, это совсем не значит, что граждане лишаются конституционного права свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом – в частности, снимать действия сотрудников ГИБДД на свой смартфон.

Есть, правда, и исключения из правил. Как и прежде нельзя снимать полицейских (в том числе сотрудников ГИБДД) во время проведения контртеррористической операции. Сотрудник полиции может потребовать от гражданина отказаться от съемки, если тот мешает ему исполнять его служебные обязанности.

Кстати, сотрудник ГИБДД – такой же гражданин, как и все остальные. А это значит, что он может воспользоваться служебным видеорегистратором или мобильным телефоном точно так же, как и водитель. Собственно, автоинспекторы часто пользуются таким правом в спорных ситуациях – при задержании, например, водителей, находящихся под шофе.

Права останутся при хозяине

Согласно новому административному регламенту ГИБДД, нормы связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, выступавшие ранее как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, исключены. То есть, автоинспектор больше не сможет на месте изъять права у нарушителя, привлеченного к административной ответственности по «лишенческой» статье. Водитель теперь должен самостоятельно сдать документ в подразделение ГИБДД в трехдневный срок.

Камерам автоматической фиксации нарушений дали больше воли

Административный регламент ГИБДД 2017 снимает запрет на использование комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД в зонах и местах, где производится ремонт дорог. Автоматическую камеру также можно установить там, где введены временные ограничения скорости и выставлены желтые знаки.

Это значит, что водителям надо быть предельно осторожными в местах, где идут работы и выставлены временные знаки ограничения скорости. Проезжая на скорости 60-70 км/ч место, где стоят знаки «40» и «20», вы рискуете нарваться на большой штраф. Следует помнить, что штраф с автоматической камеры в местах проведения работ можно будет выписывать только в том случае, если на этом месте действительно проводятся дорожные работы. А вот если никаких признаков проведения работ нет, а знаки стоят, платить штраф, присланный вам по почте платить не надо. Но и игнорировать его тоже не стоит – надо обжаловать.

Европротокол будут советовать настойчивее

Тут нет никаких изменений. Просто в старом регламенте не было такого понятия, как европротокол. Теперь оно появилось и авторы посчитали необходимым вписать его в документ.

Поясним тем, кто запамятовал: если в ДТП нет пострадавших и оба водителя не имеют разногласий по поводу случившегося, им будут советовать оформить европротокол. Если они не могут договориться, им предложат (по телефону) оформить ДТП на ближайшем стационарном посту или в отделении полиции.

Оцените статью
Добавить комментарий