Техосмотр транспортных средств. История вопроса

 
 

ГостехосмотрГосударственный технический осмотр (ГТО) транспортных средств (техосмотр) – это перечень мероприятий, которые проводят сотрудники ГИБДД с целью контроля соответствия технического состояния транспортных средств требованиям технических норм.

Порядок и сроки прохождения техосмотра регламентируются «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ».

Техосмотр включает в себя следующие действия (информация с сайта «Гаи.Ру»):

— проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
— выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
— государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

История техосмотра

Впервые об обязательном осмотре средств передвижения в России заговорили в 1869 году, когда обер-полицмейстером Сагкт-Петербурга были введены в действие «Правила для извозчиков» и «Правила для содержателей общественных карет». Согласно этим документам, полиции вменялось в обязанность проводить ежегодный осмотр конных экипажей и выдавать свидетельства на право их использования, а также устанавливать требования к процессу движения и стоянке транспортных средств, вводить санкции по отношению к нарушителям в соответствии с действующим законодательством.

В 1895 году в Санкт-Петербурге появился первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, приобретенный за границей, а 11 сентября 1896 года министерство путей сообщения России приняло постановление «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». От этой даты можно отсчитывать начало действия в России правил движения автомобилей.

В соответствии с указанным постановлением при каждом самодвижущемся экипаже должно было находиться удостоверение, свидетельствующее о его технически исправном состоянии. Для получения этих удостоверений владельцам предписывалось проводить периодические проверки экипажей тем же порядком и в те же сроки, которые установлены для паровых котлов на пароходах, плавающих по внутренним водам. Тем самым вводился обязательный технический осмотр.

В начале XX века в России были разработаны правила по обеспечению безопасности уличного движения. Согласно им, для получения права езды на автомобилях комиссия городской управы проводила технический осмотр автомобилей, медицинское освидетельствование кандидата в водители и проверку его знаний. После этого выдавалось разрешение на право использования автомобиля, его управление, а также номерной знак. Технический осмотр автотранспорта в дальнейшем проводился не реже одного раза в год.

Постепенно становясь автомобильной державой, Россия включилась в сферу межгосударственных правовых отношений в области автомобильного транспорта. В Париже в 1909 году была подписана, а в 1910 году ратифицирована международная конвенция относительно передвижения автомобилей. С учетом требований данного документа городскими Думами были приняты новые постановления, касающиеся порядка автомобильного движения и позволяющие полиции привлекать к ответственности нарушителей.

В декабре 1934 года в России была образована Государственная автомобильная инспекция, а 3 июля 1936 года принято положение о ней, утвердившее организационно-правовую основу деятельности нового органа. Основное внимание уделялось контролю за качеством подготовки водительского состава и проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров. Этим документом было положено начало деятельности ГАИ, и день 3 июля 1936 года считается днем рождения ГАИ в современном виде.

Первыми приказами НКВД СССР, направленными на создание нормативной правовой основы деятельности ГАИ, были правила по выдаче шоферских документов, по учету автомобильного парка, а также инструкция о порядке производства ГАИ технических осмотров автомашин и прицепов. В 1937-1938 годах был произведен обмен водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков транспортных средств. Особое внимание уделялось повышению уровня технического состояния автопарка: дважды в год проводился технический осмотр всех транспортных средств, ежегодно инспекциям подвергались автохозяйства.

После Великой Отечественной войны советский парк автомототранспорта значительно расширился за счет трофейных транспортных средств, что потребовало утверждения новых дорожных правил, правил техосмотра и переучета всего автопарка.
3 июля 1964 года министерством охраны общественного порядка РСФСР в соответствии с предоставленными полномочиями были утверждены «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», которыми в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. 6 июля Совет министров РСФСР во исполнение поручения Союзного правительства по согласованию с советами министров союзных республик и КГБ при Совете министров СССР утвердил, в частности, единые для всей территории СССР правила проведения технических осмотров автомобилей и мотоциклов.

С 1 февраля 1974 года были введены в действие новые Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов.

19 декабря 1988 года утверждены новые «Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов».

В современной России порядок и сроки прохождения техосмотра регламентируются постановлением правительства «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации» от 31 июля 1998 года.

Обязанность проходить государственный технический осмотр возложена на водителей транспортных средств. Купленный новый или подержанный автомобиль должен быть предоставлен для прохождения техосмотра в течение 30 суток с момента регистрации в ГИБДД. После прохождения ГТО выдается талон, в котором проставлена дата прохождения следующего техосмотра.

В соответствии с международными нормами, Россия должна регулярно проводить процедуру осмотра участвующих в дорожном движении транспортных средств. Это обязательство прописано в «Соглашении о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятом 13 ноября 1997 года в Вене 28-ми странами, включая РФ. Соглашение дополняет список основных международных документов, регулирующих вопросы транспортного движения, — Венские конвенции о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах (1968). Документы дополняются Европейскими соглашениями о дорожном движении (подписаны 1 мая 1971 года в Женеве).

Мировой опыт

В Европе действует практика непричастности полиции к техосмотру. В большинстве стран существуют только мастерские с лицензией. Процедура техосмотра в них в среднем занимает полчаса и стоит около 70 евро.

Система, объединяющая функции контроля движения и периодической проверки технического состояния транспортных средств, на европейском континенте, помимо России, сохранилась только в Турции.

В Великобритании с 1967 года технический осмотр проводит министерство транспорта. Без соответствующей отметки эксплуатация автомобиля запрещена. На ремонт — 10 рабочих дней. Повторное обращение — со скидкой или бесплатно (если доработки незначительны). Все авто должны соответствовать британскому техрегламенту: в Великобритании, например, запрещена эксплуатация машин с «американским» световым пучком.

Во Франции техосмотром занимаются частные фирмы, получившие государственную лицензию. Техосмотр обязателен для автомобилей старше 4-х лет. Машины старше 4-х, но младше 10 лет проходят техосмотр раз в два года, старше 10 — раз в год. Такой регламент освидетельствования (действует с 1996 года) рекомендован для всех стран Евросоюза. За отсутствие талона технического осмотра оштрафуют на 90-140 евро, за повторное нарушение — вплоть до тюремного срока.

В Испании услугу прохождения ТО предоставляют и официальные дилеры. За 40-45 евро они заберут машину, проведут техосмотр и вернут его владельцу со всеми оформленными документами. Существует также опция контроля в ночное время: прошедшая техосмотр машина подается к подъезду хозяина к 7 часам утра следующего дня.

В Австрии и Германии техосмотр предписан автомобилям старше трех лет, проходят его каждые два года. О возрасте австрийского авто можно следить по гирлянде цветных стикеров на обратной стороне ветрового стекла. У немцев свидетельством соответствия техническим нормам служит цветной кругляш на заднем номере, экологическим — на переднем, которые к концу года объединяют в общую систему. Пройти осмотр можно не раньше, чем за месяц до даты, указанной в отметке, и не позже чем через четыре месяца.

В Нидерландах и Швеции автомобили освобождены от техосмотра первые три года от даты выпуска, машины старше 3 лет проходят ТО раз в два года.

В США необходимость прохождения техосмотра полностью отсутствует в 13 штатах, а в остальных на этот счет действует весьма лояльное законодательство. В 2010 году от техосмотра отказались власти трех штатов — Миннесота, Кентукки и Нью-Джерси. В Делавере проводят ТО для автомобилей старше четырех лет, а в Мэриленде техосмотр необходим только при переоформлении транспортного средства на нового хозяина, а также при ввозе авто из другого штата. В остальных штатах обязательный техосмотр действует, но проводят его гражданские фирмы, где — ежегодно, а где — и раз в два года. При этом администрацию штатов интересует в основном уровень СО в выхлопах двигателя.

Перечень проверяемых узлов и систем сильно разнится от штата к штату. Строже всего относятся к техосмотру в Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе: осматривают колеса с шинами, тормоза, кузов, светотехнику, поворотники и отражатели, зеркала, стекла, их очистители, рулевой механизм, коробку передач, каталитический нейтрализатор, звуковой сигнал, топливную систему и даже заправочную горловину, проверяют точность показания приборов. В иных штатах, напротив, ТО заключается в проверке ремней и подушки безопасности.

На устранение выявленных неисправностей автолюбителю отпускается 20 дней, затем он должен повторно пройти процедуру осмотра. Езда без стикера техосмотра обернется крупным штрафом.
В Японии обязательный техосмотр предписан для автомобилей старше трех лет. Проходить ТО необходимо раз в два года.

В Китае единой системы техосмотра не существует, каждая провинция или городская администрация устанавливает свои ограничения.

В Австралии техосмотр необходим лишь при постановке на учет или смене владельца.

Ближайшее будущее

30 апреля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил к 1 июля 2011 года подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра транспортных средств или о полной его отмене. Это последний пункт в истории техосмотра в России. Надо полагать, что до конца года у нас еще появится повод дописать включить в нее новые страницы. Потому не прощаемся…



Метки текущей записи:

Статья прочитана 3000 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Комментарии к записи "Техосмотр транспортных средств. История вопроса"

Посмотреть последние комментарии
  1. Здраствуйте)
    Не желаете обменяться ссылками?

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Техосмотр транспортных средств. История вопроса"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами